Чайковский Петр Ильич

Чайковский Петр Ильич
Родился в городе Воткинске (Урал) в семье инженера. Музыкой начал серьёзно заниматься уже будучи взрослым, хотя в домашнем воспитании были и музыкальные занятия. Закончив училище правоведения, Чайковский проработал несколько лет в Министерстве юстиции в Петербурге и лишь тогда решил поступить в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 году с отличием. Ему предложили место преподавателя гармонии в Московской консерватории. Он переехал в Москву и оставался на профессорской должности в течение 11 лет, не прерывая все это время своей творческой деятельности и выступая на концертах с исполнением своих произведений, вызывавших восторженный приём у всей музыкальной общественности России.
В 1877 году в жизни Чайковского наступил перелом. Графиня фон Мекк, богатая поклонница его таланта, предоставила композитору высокую пожизненную пенсию, дающую ему возможность, не испытывая материальных трудностей, посвятить все своё время исключительно сочинению музыки. Своим единственным условием она выставила требование, что лично они никогда не будут знакомы. С этого времени Чайковский, отказавшись от профессорской должности, полностью посвящает себя музыкальному творчеству, лишь время от времени выступая как дирижёр, руководя оркестрами, исполнявшими его собственные произведения.
Во время своих путешествий по различным странам Европы – Польше, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии, Франции, Англии – он изучал музыкальный фольклор каждой из этих стран. Особенно сильное впечатление произвела на Чайковского Италия и итальянская музыка, что нашло отражение и в его произведениях.
С 1885 года Чайковский постоянно жил в Подмосковье, в Клину. Он вернулся к активной музыкально-общественной деятельности, был избран директором Московского отделения Русского музыкального общества, много выступал как дирижёр, много гастролировал. Чайковский был избран членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892), в 1893 году ему была присуждена степень доктора Кембриджского университета.
Вскоре после премьеры 6-й симфонии в Петербурге композитор тяжело заболел и скончался. Он похоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре.
Крупнейший симфонист, гениальный музыкальный драматург и лирик, Чайковский создал замечательные произведения в самых различных музыкальных жанрах. Здесь и многочисленные оперы (во главе с написанными на пушкинские сюжеты «Евгением Онегиным» и «Пиковой дамой»), балеты (на первом месте «Лебединое озеро» и «Щелкунчик»), шесть симфоний, пять симфонических поэм, увертюры, три концерта для фортепиано, скрипичный концерт, разнообразные произведения для оркестра (например, «Итальянское каприччио»), для отдельных инструментов – соло с оркестром (такие, как вариации «Рококо» для виолончели), сюиты, серенады, камерные произведения, сонаты, сюиты и небольшие произведения для фортепиано, кантаты и, наконец, большое количество песен и романсов.
В своих сочинениях Чайковский использовал выразительные средства западноевропейской музыки, придавая при этом своим произведениям чисто русский характер. Такое сочетание оказалось исключительно благоприятным. Оно вывело русскую музыку на европейские сцены. Русский характер музыки Чайковского проявлялся в различных формах – от подлинно русской мелодики, основанной на народной музыке, до соответствующего подбора текстов и либретто, вплоть до использования целых цитат (например, гимн «Боже, царя храни» используется Чайковским в двух его произведениях).
Наряду с Глинкой Чайковский является одним из создателей национальной русской школы в мировой музыке. Чайковский, кроме того, является автором учебников по гармонии, по инструментовке и ряда других теоретических трудов.
Произведения:
оперы:
«Воевода» (1868)
«Опричник» (1872)
«Кузнец Вакула» (1847)
«Евгений Онегин» (1878)
«Орлеанская дева» (1879)
«Мазепа» (1883)
«Черевички» (1885)
«Чародейка» (1887)
«Пиковая дама» (1890)
«Иоланта» (1891)
балеты:
«Лебединое озеро» (1876)
«Спящая красавица» (1889)
«Щелкунчик» (1892)
3 кантаты, среди них:
«Москва» (1883)
симфонии:
«Зимние грезы» № 1 (1866)
№ 2 (1872)
№ 3 (1875)
№ 4 (1877)
№ 5 (1880)
№ 6 (1893)
«Манфред» (1885)
4 сюиты, например:
«Моцартиана» (1887)
увертюры:
«Гроза» (1864)
«Фатум» (1868)
«Ромео и Джульетта» (1869)
«Буря» (1873)
«Франческа да Римини» (1876)
«Итальянское каприччио» (1880)
«Гамлет» (1888)
«1812 год» (1880)
3 концерта для фортепиано с оркестром (1875, 1880, 1893)
«Времена года» Фортепианный цикл из 12 пьес
«Детский альбом» Сборник фортепианных пьес
«Вариации на тему рококо» (1876)
«Меццо-капричиозо» для виолончели с оркестром (1887)
скрипичный концерт (1878)
трио «Памяти великого художника» (1882)
3 струнных квартета
«Воспоминание о Флоренции» (1892)
скрипичные и фортепианные пьесы
хоровые и вокальные сочинения, например:
«Литургия Иоанна Златоуста» (1878)
«Всенощное бдение» (1881)
романсы, среди них:
«Нет, только тот, кто знал» (1869)
«Хотел бы в единое слово» (1875)
«Средь шумного бала» (1878)
«Благословляю вас, леса» (1880)
«День ли царит» (1880)
обработки 50 русских песен для фортепиано