Спящая красавица

П. И. Чайковский
«Спящая красавица»
Балет-феерия в трёх действиях с прологом
1889

Балет был заказан Чайковскому дирекцией императорских театров. Чайковский писал о работе над «Спящей красавицей»: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечён и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинство произведения». Первые четыре картины были написаны в течение трёх недель, к концу января 1889 года. Следующие части — весной и летом того же года, причём некоторые из них — во время длительного путешествия композитора из Парижа через Марсель, Константинополь и Тифлис в Москву. Инструментовка балета была закончена уже в то время, когда в театре полным ходом шли репетиции нового спектакля. Постановкой руководил знаменитый балетмейстер М. Петипа.
Премьера спектакля состоялась 3 января 1890 года. Вначале успех был не очень шумным. Чайковский писал: «Ошеломлённая и новизной программы и обилием ослепительных подробностей публика не могла оценить балет так, как оценила его потом.»
В «Спящей красавице» воплощён исключительно «светлый» Чайковский — Чайковский торжественных любовных кантилен, жизнерадостной, блестящей лирически изящной танцевальности. Лирика балета отличается особой пышностью, чувственной полнотой и праздничностью.
Сюжет:
Прекрасная Аврора, дочь короля Флорестана XIV, засыпает вечным сном, уколовшись о веретено в день празднеств по случаю дня своего совершеннолетия, — такова месть злой феи Карабос, которую старший церемониймейстер Каталабют некогда забыл пригласить на крестины принцессы. Много лет спустя принц Дезире с помощью доброй феи Сирени во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает её поцелуем. Злые чары феи Карабос разрушены. Счастливые влюблённые празднуют свадьбу.