Щелкунчик

П. И. Чайковский
«Щелкунчик»
Балет в двух действиях
1892
П. И. Чайковский «Щелкунчик» Балет в двух действиях 1892
Балет «Щелкунчик» вместе с одноактной оперой «Иоланта» был заказан Чайковскому дирекцией императорских театров в 1891 году. К работе подключился балетмейстер М. Петипа. Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала в одном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального общества. Театральная премьера балета состоялась 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.
Либретто «Щелкунчика» сочинено М. Петипа по оригинальной обработке А. Дюма сказки Э. Т. Гофмана «Мышиный царь». Либретто распадается на две обособленные части, разные по стилю и художественным достоинствам. Первая часть — детские сцены в доме Зильбергауза — полна тонкой театральной образности, вторая — «царство сластей» — несёт печать «роскошной» зрелищности старых балетов. Эти части связывает воедино лишь образная музыка Чайковского.
Предметом заботы композитора было создание особых эффектов, способных передать всю сказочную необычайность второго действия балета. В связи с этим он, видимо, и обратил внимание на недавно изобретённую челесту. Чайковский одним из первых ввел в симфонический оркестр прозрачный, «тающий», поистине волшебный звук челесты. В «Щелкунчике» наряду с челестой, большую роль играют арфа, колокольчики, треугольник, создающие сказочную атмосферу.
Партитура «Щелкунчика» вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского.
Сюжет:
Девочка Маша (в первоначальной редакции Клара), живущая в небольшом городке, получает в подарок на Рождество от своего крёстного, старого Дроссельмейера, забавную куклу – уродца Щелкунчика. Гости расходятся, Маша остается одна в пустом тёмном зале. Часы бьют полночь, и Маша попадает в волшебно преображенный мир: ожившие куклы и игрушки сражаются с полчищами серых мышей во главе с Мышиным царём. Отважный Щелкунчик выигрывает бой и превращается в красивого юношу — Принца. Вдвоем с Машей они совершают путешествие в столицу сказочной страны Конфитюренбург, где их приветливо встречают феи и всевозможные ожившие лакомства. Все принимают участие в танцах.
В современной редакции балета Маша пробуждается с куклой-Щелкунчиком в руках.