Симфония фа минор № 4

П. И. Чайковский
Симфония № 4
Симфония фа минор
1877

Новая симфония знаменовала появление нового типа симфонического цикла в русской музыке -симфонии — психологической драмы. Это воплощение характерного для того времени конфликта человека с окружающей его жестокой средой (тема, типичная для романтизма). Цикл развёртывается очень целеустремлённо при тесной внутренней взаимосвязи отдельных частей.
I часть – Аллегро с медленным вступлением — завязка драматического конфликта и первый этап развития драмы. Тема вступления у валторн и фаготов, а затем у труб, тромбонов и тубы – «зерно» всей симфонии (иногда её называют темой «рока»). Главная партия, страстная и смятенная, и побочная партия, гибкая и пластичная, -вальсообразны. Напряжение в музыке нарастает волнами, где постоянно сталкиваются тема «рока» и главная тема. Борьба не завершена, равновесие не достигнуто.
II часть — Андантино -лирические воспоминания, грезы. Чайковский писал: «И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое».
III часть -Скерцо — проходит в едином порыве, его темы ближе всего к народным танцам, маршам.
В музыку финала Чайковский включил цитату из народной песни — «Во поле березонька стояла». Идея композитора была такова: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Ступай в народ, смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам». Отсюда же — и появление второй темы в духе народного танца. Но в разработке трансформации тем столь фантастичны и столь мастерски сделаны, что ощутимо, зримо встает грандиозная картина борьбы человека с судьбой и самим собой. Возвращение к светлому настроению знаменует победу над тёмными сторонами жизни. Чайковский делает вывод: «Жить все-таки можно».