Родился в Пезаро (Италия). Сын валторниста. Закончил музыкальную школу в Болонье. В 1810 году выступил как создатель оперы «Вексель на брак», не получившей, однако, признания. Успех ожидал Россини три года спустя, когда в Венеции была поставлена его десятая опера «Танкред», завоевавшая все крупнейшие оперные сцены Италии. В 1815 году он подписывает контракт с импресарио Барбайя, обязуясь за постоянное годовое жалование писать по две оперы в год. До 1823 года композитор самоотверженно трудился, чтобы выполнить условия этого контракта. В это же время он совершил гастрольную поездку в Вену, где ему был оказан восторженный приём.
Вернувшись ненадолго в Венецию для постановки оперы «Семирамида», Россини отправляется в Лондон, где пользуется огромным успехом как профессор композиции и дирижёр, а затем – в Париж. В Париже он становится директором Итальянской оперы, но вскоре его увольняют с этой должности. Однако, учитывая его заслуги для Россини создают фиктивную должность главного интенданта королевской музыки, а затем – главного инспектора пения во Франции.
В 1825 году, по случаю коронации Карла Х, Россини написал оперу «Поездка в Реймс». В это время на сцене были поставлены его оперы «Осада Коринфа», «Моисей» и, наконец, «Вильгельм Телль». Закончив в 1829 году работу над «Вильгельмом Теллем», Россини до самой своей смерти не написал ни одной оперы. Всё его композиторское творчество этого времени ограничилось «Stabat Mater», несколькими камерными и хоровыми произведениями и песнями. Это, пожалуй, единственный случай в истории музыки, когда композитор сам прервал свой творческий труд.
Некоторое время Россини был совладельцем Парижского оперного театра, временами дирижировал, но, в основном, наслаждался славой заслуженного музыканта-композитора и занимался … кухней. Большой гурман, он любил вкусные блюда и умел их приготовить, без конца выдумывая все новые варианты.
С 1836 года Россини жил в Италии, но спустя 19 лет он вновь возвратился в Париж и уже не покидал его до конца своей жизни.
Когда на родине Россини, в Пезаро было решено воздвигнуть ему памятник стоимостью в два миллиона лир, композитор не согласился, возразив: «Дайте мне эти деньги, и я ежедневно в течение двух лет буду стоять по два часа на цоколе в любой позе».
В творческое наследие Россини входят 37 опер («Севильский цирюльник», «Сорока-воровка», «Итальянка в Алжире», «Золушка», «Вильгельм Телль» и др.), «Stabat Mater», 15 кантат, многочисленные хоровые произведения, песни, камерные произведения (главным образом – квартеты для духовых инструментов). Его музыка выдержана в стиле позднего классицизма и в традициях итальянской музыки. Она отличается необычайным темпераментом, выдающейся мелодической изобретательностью, лёгкостью, блестящим использованием всех оттенков инструментов и исполнительских голосов (в том числе не встречавшегося до этого колоратурного меццо-сопрано), богатым аккомпанементом, самостоятельной трактовкой оркестровых партий, умелой характеристикой сценических ситуаций. Все эти достоинства выдвигают Россини, наряду с Моцартом и Вагнером, в первые ряды величайших оперных композиторов.
Произведения:
оперы:
«Вексель на брак» (1810)
«Итальянка в Алжире» (1813)
«Севильский цирюльник» (1816)
«Золушка» (1817)
«Моисей в Египте» (1818)
«Вильгельм Телль» (1829)
5 струнных квартетов
Stabat Mater (1842)
Вернуться на страницу «Путешествие в мир музыкальной культуры Италии »
Не забываем поделиться с друзьями в социальных сетях.