Родился в городе Тихвине в дворянской семье. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории по классам фортепиано и композиции. Свою первую симфонию он написал в возрасте девятнадцати лет. В течение нескольких лет Римский-Корсаков служил в военно-морском флоте, где получил офицерское звание. В это же время он занимался творческой деятельностью и в 1871 году получил звание профессора инструментовки Петербургской консерватории. Позже ему передали класс композиции и назначили директором Бесплатной музыкальной школы и инспектором духовых оркестров Морского ведомства.
Вместе с Бородиным, Балакиревым и Кюи он организует «Могучую кучку». Римский-Корсаков обладал большой творческой изобретательностью и совершенной композиторской техникой.
Творчество Римского-Корсакова проникнуто идеями демократизма, народности, свободолюбия, в нём широко разработаны народные мелодии, народные поэтические образы, отражены предания и поэзия родной страны.
Им были написаны сказочные оперы «Садко», «Снегурочка», «Золотой петушок», три симфонии, симфоническая сюита «Шахерезада», увертюра «Светлый праздник», «Испанское каприччио», музыкальная картина «Садко», многочисленные песни, а также хоровые и камерные произведения. Всё творчество композитора глубоко проникнуто «русским духом».
Наряду с Г. Берлиозом и Р. Штраусом Римский-Корсаков считается крупнейшим мастером инструментовки. Большое значение имеют и его теоретические труды. Учебник «Основы оркестровки» является одним из лучших пособий в этой области, а его учебником по гармонии учащиеся пользуются и в наше время.
Произведения:
оперы:
«Псковитянка» (1868-1872)
«Майская ночь» (1878)
«Снегурочка» (1880)
«Млада» (1889-1890)
«Ночь перед Рождеством» (1894)
«Садко» (1893-1896)
«Царская невеста» (1898)
«Золотой петушок» (1906-1907)
«Сказка о царе Салтане» (1899-1900)
«Кащей Бессмертный» (1901)
«Сказание о невидимом граде Китеже» (1902)
для оркестра:
Симфония № 1 (1861-1865)
симфония № 2 «Антар» (1868)
«Светлый праздник» (1888)
«Испанское каприччио» (1882)
«Шахерезада» (1888)
концерт для фортепиано с оркестром (1883)
серенада для виолончели (1893)
камерно-инструментальные ансамбли:
фортепианное трио (1892)
струнный квартет (1825)
3 кантаты, например, «Свитезенка» (1897)
хоры, ансамбли
фортепианные пьесы
79 романсов
обработки народных песен
Не забываем поделиться с друзьями в социальных сетях.