Шахерезада

Н. А. Римский-Корсаков
«Шахерезада»
Симфоническая сюита, соч. 35
1888

Сочинена в течение лета 1888 года и 22 октября того же года исполнена под управлением автора.
«Шахерезада» — музыкальное воплощение отдельных эпизодов и картин из знаменитого сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Вот программа, приложенная к партитуре самим композитором: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи. Но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что заняла его сказками, рассказывая их султану в протяжении 1001 ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ». Сюита «Шахерезада» — одна из вершин русского программного симфонизма, она часто исполняется оркестрами.
В сюите четыре части.
I часть — «Море». Две темы в её вступлении — грозная тема Шахриара и тема солирующей скрипки — Шахерезады. Первая часть — это морское путешествие. Всеми своими красками оркестр описывает сначала спокойное море, путь корабля, затем тревогу и смятение и картину сильнейшего шторма. Буря утихает, корабль плавно скользит по морским просторам.
II часть — «Рассказ Календера-царевича» — это повествование о битвах и скачках, рассказ о чудесах Востока. В музыке проходит тема Шахерезады — как напоминание о рассказчице.
III часть — «Царевич и царевна», построенная на двух восточных темах, — очень танцевальна. В середине вновь солирующая скрипка напоминает нам о Шахерезаде.
IV часть объединяет две контрастные картины — «Багдадский праздник» и «Корабль, разбивающийся о скалу».
В финале сюиты скрипка ещё раз исполняет тему Шахерезады, тема Шахриара идёт в новом звучании — спокойно и умиротворённо.