Лист Ференц

Лист Ференц
Родился в деревне Доборьян (Венгрия) в семье музыканта из оркестра Эстергази. Девяти лет он уже выступал с концертами как пианист. Музыкальное образование по классу фортепиано Лист получил в Вене у К. Черни — педагога, пользовавшегося мировой славой. Композиции его обучал Сальери. В 1823 году семья Листа переехала в Париж, чтобы дать ему возможность учиться в Парижской консерватории. Однако ему, как иностранцу, отказали в приёме. Тогда Лист начинает брать частные уроки композиции. В игре на фортепиано он самостоятельно добивается столь великолепных результатов, что после смерти отца уже может содержать себя и мать на гонорары от концертов. Большое влияние на его технику оказало знакомство с Паганини, а в области композиции решающую роль сыграло творчество Берлиоза. В Париже Лист близко сошелся с Шопеном и Вагнером.
До 1839 года он жил в Швейцарии и Италии. В 1839–1847 гг. Лист непрерывно разъезжает с гастролями. Вскоре Лист завоёвывает славу самого гениального пианиста всех времен. Он впервые вводит новую форму концертов – «рециталей», с самого начала и до конца заполненных игрой одного исполнителя.
В 1848 году, благодаря протекции княгини Витгенштейн, он становится придворным дирижёром в Веймаре, где остается до 1861 года. В это время он сочиняет музыку, дирижирует оркестром, пишет музыкальные рецензии и статьи. Из маленького сонного городка Веймар превращается в центр музыкальной культуры, где звучат не только шедевры старых мастеров, но и недавно созданные музыкальные произведения, и где выступают крупнейшие солисты Европы.
Однако обстоятельства вынудили Листа покинуть Веймар. Он направляется в Рим и там принимает духовный сан аббата. В это время он пишет почти исключительно произведения на религиозные темы.
В 1870 году Лист возобновляет свои отношения с веймарским двором и с этих пор проводит каждую зиму в Риме, а лето – в Веймаре. Он посещает Будапешт, где ему присваивают звание президента Музыкальной академии.
Творчество Листа включает 13 симфонических поэм (среди них «Прелюды» и «Мазепа»), две огромные программные симфонии с хорами – «Фауст» и «Данте», ряд небольших произведений для оркестра, три фортепианных концерта, другие произведения для фортепиано с оркестром (в том числе «Венгерская фантазия»), венгерские рапсодии, фортепианную сонату, многочисленные небольшие фортепианные произведения, песни, а также множество транскрипций фортепианных произведений других композиторов. По своему стилю музыка Листа относится к эпохе позднего романтизма, инструментовка её остроумна и эффектна. В своих фортепианных произведениях, как оригинальных, так и в транскрипциях, композитор решает сложные вопросы фортепианной техники, мастерски используя колористические возможности инструмента.
Лист был последовательным сторонником программной музыки. Он стремился передать музыкальными средствами не только литературное содержание, но и целые картины (например, «Битва с гуннами» по картине Каульбаха).
Произведения:
оратории
мессы
кантаты
реквием (1866)
сочинения для оркестра:
«Фауст-симфония» (1854)
Симфония к «Божественной комедии» Данте (1856)
симфонические поэмы, среди них:
«Тассо» (1849-1856)
«Прелюды» (1848-1854)
«Орфей» (1854)
«Прометей» (1850-1855)
«Гамлет» (1858)
«От колыбели до могилы» (1882)
оды
для фортепиано с оркестром:«Венгерская рапсодия» № 2
концерты
«Пляска смерти» (1838-1849)
струнный квартет
для фортепиано соло:
«Большой концерт» (1849)
Соната си минор (1852-1853)
пьесы «Поэтические и религиозные гармонии» (1845-1852)
пьесы «Видения» (1834)
сборники «Годы странствий» (1835-1849)
19 Венгерских рапсодий (1847-1885)
этюды, среди них: «Шум леса» (1863)
«Этюды трансцендентального исполнения» (1838-1851)
«Большие этюды по каприсам Паганини» (1851)
вариации
вальсы, например:
«Мефисто-вальс» (1883)
марши
романсы
песни