Шум леса

Ф. Лист
«Шум леса»
Этюд для фортепиано
1863

Большое внимание Лист уделял этюдам, звучавшим, как и у Ф. Шопена, самостоятельными концертными пьесами с глубоким образным, часто программным содержанием. Наиболее популярны его «Этюды высшего исполнительского мастерства» (1851), из них десять пьес получили программное содержание («Мазепа», «Блуждающие огни», «Дикая охота», «Метель» и другие). Следующий цикл этюдов связан с творчеством Н. Паганини («Большие этюды по Паганини», 1838), в нём использованы материалы «24 каприччио» Паганини.
Среди программных этюдов Листа выделяется «Шум леса», в котором средствами виртуознейшей пианистической техники, свойственной Листу как пианисту, переданы излюбленные романтиками образы леса. Этот этюд имеет свободный, поэмный склад.