Осуждение Фауста

Г. Берлиоз
«Осуждение Фауста»
Фантастическая легенда для солистов, хора, оркестра, соч. 24
1846

«Осуждение Фауста» — уникальное произведение, его нельзя причислить ни к одному из сложившихся жанров. Объединив черты оперы, оратории, балета и симфонии, оно поднялось над ограниченностью французского театра того времени. Многое сближает «Осуждение Фауста» с ораторией (обобщенность образов, «картинность» композиции), но сценичность, конкретность и разнообразие эпизодов и, в особенности, подчинённая роль хора делают его мало похожим на традиционные оратории. Велика и роль оркестра, но не настолько, чтобы говорить о жанре симфонии.
Берлиоз свободно обработал первую часть гётевского «Фауста», ввел новые эпизоды, романтизируя сюжет. Чтобы ввести в музыку колорит другой страны, Берлиоз перенёс действие в Венгрию. Романтикой проникнуты и фантастическая сцена гибели Фауста, и картины природы, и лирический образ Маргариты. В «Осуждении Фауста» переплетается множество театрально-музыкальных линий: философская тема (вступление, монолог Фауста) и лирическая (романс Маргариты), балетная феерия (танец сильфов, менуэт блуждающих огней), народные сцены (хоры крестьян, комический эпизод в погребке) и фантастические (изображение ада).
«Осуждение Фауста» исполняется не часто, так как требует больших исполнительских сил и прекрасной театральной сцены.