Берлиоз Гектор Луи

Берлиоз Гектор Луи
Родился в Бургундии (Франция) в семье врача. По настоянию отца начал изучать в Париже медицину. Но одновременно с этим поступил в консерваторию. В конце концов Берлиоз решил полностью посвятить себя музыке. В 1830 году ему присуждают Римскую премию. К этому времени он начинает усиленно писать музыку, одновременно занимаясь и музыкальной критикой (его дебют в прессе состоялся ещё в 1823 году). Резкие критические замечания, высказываемые им в статьях и рецензиях, не раз мешали ему в его музыкальной карьере. С 1840 года он начинает турне по Европе, выступая как дирижёр с концертами, на которых исполнялись его произведения. Во время гастролей он побывал в Германии и Австрии, дал несколько концертов в России. С 1852 года Берлиоз, поселившись в Париже, занимает должность библиотекаря Парижской консерватории. В 1856 году ему присваивают звание члена Французской академии.
Берлиоз стал основателем нового музыкального жанра – симфонической поэмы, которая с этого времени сделалась очень популярной среди композиторов XIX века. Кроме того, он первым создал увертюру как самостоятельное произведение, не связанное ни с оперой, ни с ораторией.
В его творческое наследие входят «Фантастическая симфония», симфонические поэмы (в том числе «Ромео и Джульетта», «Гарольд в Италии»), кантата «Осуждение Фауста» (с знаменитым «Маршем Ракоци»), оперы (в том числе «Троянцы») и другие произведения. Сохраняя классическую мелодию, композитор пользуется всеми техническими завоеваниями эпохи романтизма. Ему особенно близка программная музыка, хотя многие из его произведений написаны в классической форме, характерной для непрограммной музыки.
Музыка Берлиоза отличается великолепной инструментовкой. Не случайно его принято считать, наряду с Н. Римским-Корсаковым и Р. Штраусом, крупнейшим мастером инструментовки.
Произведения:
оперы, среди них:
«Бенвенуто Челлини» (1834-1837)
оперная дилогия «Троянцы» (1855-1859)
«Беатриче и Бенедикт» (1860-1862)
кантаты
оратории, например:
«Осуждение Фауста» (1845-1846)
«Детство Христа» (1854)
сочинения для солистов и хора, среди них:
фантазия «Буря» (1830)
«Реквием» (1837)
«Te Deum» (1849)
симфонии:
«Фантастическая, или Эпизод из жизни артиста» (1830)
«Лелио, или Возвращение к жизни» (1831)
«Гарольд в Италии» (1834)
«Ромео и Джульетта» (1838-1939)
«Траурно — триумфальная» (1840)
увертюры, например:
«Римский карнавал» (1844)
камерно-инструментальные ансамбли
романсы
музыка к драматическим спектаклям