Симфонические этюды

Р. Шуман
«Симфонические этюды»
Этюды для фортепиано, соч. 13
1843

Шуман был блестящим пианистом, и фортепиано для него — средство воплощения огромного числа образов и эмоций. В его фортепианных сочинениях – вся сущность Шумана.
Музыка Шумана почти всегда предполагает литературную программу. «Симфонические этюды» навеяны личностью и музыкой Н. Паганини, хотя никаких прямых цитат здесь нет. «Симфонические этюды» — одно из самых ярких и героических произведений Шумана. Это — романтические вариации, хотя по своей серьёзности они выходят за рамки просто вариаций и приближаются к симфонической музыке. Пианистическое звучание сочинения оркестрально. Главная тема — траурный марш — постоянно преобразуясь, превращается в финале в победное шествие. В первом этюде (с элементами фуги) — таинственность, мрачность настроения. Второй этюд — романс, взволнованный и страстный. Третий этюд — исступлённый чёткий марш. В четвёртом этюде — погружение в мир танцевальности и скерцозности. Каждый образ характеризуется новым виртуозным исполнительским приёмом (отсюда название — «этюды»).
«Симфонические этюды» можно назвать энциклопедией образов, жанров и приемов романтической фортепианной музыки XIX века, при этом они — сочинение необычайно цельное, с единым движением. «Симфонические этюды» — одно из наиболее часто исполняемых произведений Шумана.