Шуман Роберт

Шуман Роберт
Родился в Цвиккау (Саксония) в семье книгоиздателя. По настоянию родителей начал изучать в Лейпцигском университете юриспруденцию, но вскоре бросил её и занялся фортепианной игрой и теорией композиции. Поставив перед собой задачу стать пианистом-виртуозом, Шуман прибегал к таким экспериментам, которые привели в конце концов к поражению нервов его правой руки. Это навсегда лишило Шумана возможности выступать в качестве пианиста-исполнителя.
Шуман посвятил жизнь музыкальному творчеству. Его первые произведения были опубликованы в 1831 году. Спустя три года вместе с несколькими друзьями он начал издавать журнал «Музыкальные новости». В течение четырёх лет он был редактором журнала и печатал в нем свои рецензии и критические статьи.
В 1840 году Шуман женился на дочери своего бывшего учителя музыки Кларе Вик – выдающейся пианистке. Когда в 1843 году Мендельсон организовал в Лейпциге консерваторию, Шуман взял на себя преподавание нескольких теоретических предметов. Однако уже год спустя он расстался с педагогической деятельностью и сопровождал свою жену во время её гастрольной поездки в Россию. После возвращения композитор поселился в Дрездене. В это время Шуман много писал, создавая свои самые выдающиеся симфонические и вокальные произведения. Кроме того, он организовал в Дрездене Певческое общество, дирижировал хорами.
В 1850 году его приглашают в Дюссельдорф на должность музыкального директора. Необычайно насыщенный образ жизни, требующий непрерывной активности и энергии, привел к обострению психического заболевания. Несколько раз Шуману приходилось прерывать своё творчество для лечения болезни. Однако недомогания вновь и вновь повторялись, и в 1853 году он ушёл в отставку. В следующем году он пытался покончить жизнь самоубийством, бросившись в Рейн. Его спасли и поместили в психиатрическую больницу в Энденихе, где два года спустя он умер в состоянии полного психического расстройства.
Творчество Шумана очень богато и разнообразно. Первое место в нём принадлежит фортепианным произведениям, написанным композитором, который так и не стал виртуозом-пианистом. Это – концерт, концертштюк, сонаты, фантазии, циклы небольших произведений таких, как «Альбом для юношества», «Карнавал», «Бабочки» и много других. Все они написаны с прекрасным знанием инструмента. Другие его произведения – опера «Геновева», кантаты, сценическая музыка, четыре симфонии, увертюры, небольшие симфонические произведения, концерты для виолончели, скрипки, много камерных произведений и, наконец, песни, объединенные в циклы «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины».
Шуман является представителем романтического стиля в период полного расцвета этого направления.
Статьи и публицистические работы составляют два тома его произведений. Являясь примером неисчерпаемой энергии и необычайного жизнелюбия, Шуман умел сочетать своё композиторское творчество с публицистикой, дирижёрской и организаторской деятельностью.
Произведения:
опера «Геновева» (1848)
оратория «Рай и Пери» (1843)
четыре симфонии:
«Весенняя» (1841)
№ 2 (1846)
«Рейнская» (1850)
№ 4 (1841)
концерт для фортепиано с оркестром (1845)
концерт для скрипки с оркестром (1853)
концерт для виолончели с оркестром (1850)
камерно-инструментальные ансамбли:
сонаты, трио, квартеты
вариации и сюиты для фортепиано:
«Вариации на тему Абегг» (1830)
«Карнавал» (1835)
«Крейслериана» (1838)
«Симфонические этюды» (1837)
«Бабочки» (1831)
пьесы для фортепиано:
«Фантастические пьесы» (1837)
«Детские сцены» (1838)
«Новеллетты» (1838)
«Венский карнавал» (1839)
циклы песен:
«Любовь поэта» (1840)
«Мирты» (1848)
«Круг песен» (1840)
«Любовь и жизнь женщины» (1840)
хоровые и вокальные ансамбли
«Альбом для юношества» Сборник фортепианных пьес (1848)