Рахманинов Сергей Васильевич

Рахманинов Сергей Васильевич
Родился в имении Онег Новгородской губернии в музыкальной дворянской семье. Занимался по классам фортепиано и композиции – сначала в Петербургской, а затем в Московской консерватории, которую окончил в 1892 году по классу композиции у Танеева и Аренского, фортепиано — у Зверева (1891) с большой золотой медалью.
Выступая с концертами по всей России, Рахманинов быстро прославился как выдающийся пианист. Он с успехом работал дирижёром Большого театра (1904-1906). С каждым годом росла слава Рахманинова. Рахманинов был известен в России, странах Европы и Северной Америки как величайший представитель мирового пианистического искусства, композитор и замечательный дирижёр.
В 1917 году он уезжает в Европу, и после нескольких месяцев, проведенных в Скандинавии, окончательно поселяется в Соединённых Штатах Америки. Умер в Беверли-Хиллс (Калифорния).
Рахманинов является автором трёх опер (в том числе «Алеко»), трёх симфоний, произведений для оркестра, четырёх концертов для фортепиано, рапсодии на тему Паганини для фортепиано с оркестром, хоровых произведений, многочисленных фортепианных произведений, песен и романсов. По стилю его творчество очень близко русской национальной школе, особенно – музыке Чайковского, с которым композитор был близко знаком. При этом Рахманинов использовал все достижения ХХ века в области музыки — и формальные, и чисто технические.
Его произведения исключительно разнообразны и по своему характеру и по драматическому напряжению, а в партиях фортепиано он великолепно использовал все технические возможности этого инструмента. Песни и романсы Рахманинова отличаются глубоким лиризмом и точной музыкальной характеристикой образов.
Произведения:
оперы:
«Алеко» (1892)
«Скупой рыцарь» (1904)
«Франческа да Римини» (1904)
для солистов хора и оркестра:
кантата «Весна» (1902)
поэма «Колокола» (1913)
для оркестра:
3 симфонии
фантазия «Утес» (1893)
«Симфонические танцы» (1940)
симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909)
для фортепиано:
1 концерт (1890-1891)
2 концерт (1901)
3 концерт (1909)
4 концерт (1914-1926)
«Рапсодия на тему Паганини» (1934)
камерно-инструментальные ансамбли:
«Элегическое трио» («Памяти великого художника» — 1893)
для фортепиано:
«Вариации на тему Корелли» (1931)
6 музыкальных моментов (1896)
25 прелюдий: Прелюдия до-диез минор, соч. 3
15 этюдов-картин
для хора:
«Литургия Иоанна Златоуста» (1910)
«Всенощное бдение» (1915)
72 романса
транскрипции и переложения для фортепиано