Бетховен Людвиг ванн

Бетховен Людвиг ван
Родился в Бонне (Германия) в семье музыканта. Отец, обнаружив у сына талант, начал обучать его игре на фортепиано. Жестоко расправляясь с ним при малейших неудачах, он чуть было не отбил у мальчика вкус к музыке. К счастью, необыкновенно одаренным ребенком вскоре занялись другие боннские музыканты. В 1792 году, после смерти отца, Бетховена посылают в Вену, где он учится композиции у Гайдна и Сальери. В этот период ему значительно помогли венские аристократы меценаты – Вальдштейн, Лихновский, Лобковиц, Эстергази, которым он впоследствии посвящал свои произведения. В 1795 году Бетховен с триумфом входит в музыкальную жизнь как пианист-виртуоз и композитор. Год спустя он отправляется в Прагу, Дрезден, Будапешт и Берлин. Это было самое далекое путешествие Бетховена, который до конца своей жизни никогда больше не покидал Вены.
С 1798 года у Бетховена появляются признаки ослабления слуха, вскоре перешедшие в полную глухоту. Композитор вынужден был отказаться от публичных выступлений в качестве пианиста и дирижёра. Собственные же произведения он создаёт, опираясь на музыкальное воображение и высокий уровень музыкальной культуры и знаний.
В 1809 году Бетховену предложили должность придворного дирижёра вестфальского королевства в Касселе, но в это же время австрийский император назначил ему пожизненную пенсию, и Бетховен остался в Вене. Однако неприспособленный к жизни и беспомощный в практических делах композитор, несмотря на пенсию, был обречён на жизнь, полную материальных трудностей. Моральные страдания, связанные с глухотой, ещё более ухудшали состояние его здоровья. Бетховен умер от водянки и был похоронен при большом стечении народа.
Бетховен был человеком бурного темперамента, часто впадал в крайности. Свою третью симфонию, названную «Героической», он вначале посвятил Наполеону Бонапарту, но когда тот объявил себя императором, Бетховен уничтожил посвящение. Он ненавидел тиранию, презирал аристократию – и посвящал свои произведения русскому царю. В последние годы жизни глухота сильно отразилась на характере композитора — Бетховен всё больше сторонился людей.
Бетховен является автором одной оперы — «Фиделио», двух месс, девяти симфоний, нескольких увертюр («Элеонора», «Эгмонт», «Кориолан» и др.), пяти фортепианных концертов, одного концерта для скрипки, виолончели и фортепиано, шестнадцати квартетов, шести струнных трио, струнного квинтета, септета, квинтета для фортепиано и духовых инструментов, семи фортепианных трио и других камерных произведений, 36 фортепианных сонат, множества иных произведений для фортепиано, а также песен.
Форма произведений Бетховена строго классическая. Вместе с Моцартом и Гайдном он входит в тройку «венских классиков». Но в более позднем периоде его творчества нередки отступления от строгой классической формы, как, например, введение хора в финал его Девятой симфонии, мелодичность, гармоничность и вся инструментальная фактура которой насквозь романтичны, а глубокая творческая изобретательность сочетается с техническим совершенством.
Произведения:
опера «Фиделио» (1803-1805)
балет «Творение Прометея» (1801)
оратория «Христос на Масличной горе» (1802-1803)
месса до мажор (1807)
«Торжественная месса» (1819-1823)
кантаты
песни, дуэты, хоры
симфонии:
№ 1 (1799-1800)
№ 2 (1800-1802)
№ 3 «Героическая» (1802-1804)
№ 4 (1806)
№ 5 (1804-1808)
№ 6 «Пасторальная» (1807-1808)
№ 7 (1811-1812)
№ 8 (1811-1812)
№ 9 (1817-1823)
увертюры:
«Кориолан» (1807)
«Леонора» № 3 (1806)
«Эгмонт» (1809-1810)
«Афинские развалины» (1811)
«Освящение дома» (1822)
концерт для скрипки с оркестром (1806)
пять концертов для фортепиано с оркестром
камерные ансамбли трио, квартеты
десять сонат для скрипки и фортепиано, среди них № 9 — «Крейцерова» (1802-1803)
пять сонат для виолончели и фортепиано
сонаты для фортепиано, среди которых:
№ 8 «Патетическая (1798-1799)
№ 14 «Лунная» (1801)
№ 21 «Аврора» (1803-1804)
№ 23 «Аппассионата» (1804-1805)
№ 32 (1821-1822)
вариации, багатели, рондо, танцы