Бах Иоганн Себастьян

Бах Иоганн Себастьян
Родился в Эйзенахе (Германия). Сын музыканта. Принадлежал к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему на протяжении XVII-XVIII веков несколько поколений музыкантов. Десяти лет остался сиротой. Его приютил брат, органист в городе Ордруфе, у него же он брал и первые уроки музыки. Окончив гимназию св. Михаила в Люнебурге, юноша отправился в путешествие, во время которого познакомился со многими выдающимися композиторами и побывал в тех церквях, где были самые совершенные органы, сыграть на которых он не упускал случая. С 1703 года Бах начинает свою самостоятельную музыкальную деятельность, сначала как скрипач в Веймаре, а потом – как органист в Арнштадте, Мюльхаузене и Веймаре. В Любеке Бах познакомился с крупным органистом и композитором того времени Д. Букстехуде. В течение пяти лет он исполнял функции придворного капельмейстера при одном из княжеских дворов в Кетене (1717-1723).
Спустя год после смерти первой жены Бах женился вторично. В лице своей новой жены – Анны Магдалены – композитор нашёл идеального друга и помощника. Она занималась воспитанием детей, искренне интересовалась работами мужа, переписывала его произведения.
В 1723 году Бах занял вакантную должность кантора в Томаскирхе в Лейпциге. На этой должности он оставался до конца своей жизни. Большую часть дня у Баха занимала работа с хором, но это не мешало ему интенсивно заниматься композицией. Он получал заказы на произведения религиозной музыки. При всем этом он находил время и на путешествия. В Потсдаме он провел несколько дней в качестве гостя прусского короля Фридриха Великого, давая концерты и дискутируя с королем по вопросам музыки.
В конце жизни Баха постигло такое же несчастье, что и Генделя, – болезнь глаз привела его к полной слепоте. В этот период он диктует свои произведения. Смерть настигла его во время создания хорала «Приближаясь к трону Твоему».
Бахом создано более 1000 произведений разных жанров. Их можно разделить на три сферы: вокально-драматическую, органную и инструментальную, причем светские произведения мало отличаются по стилю от церковных. В музыке Баха обобщены и завершены почти все значительные течения предшествующего полуторавекового периода. В творчестве Баха нашли отражение хоровая полифония эпохи Возрождения, протестантский хорал, итальянская опера и итальянская скрипичная и оркестровая школы, французская клавесинная музыка.
При жизни Баха его гениальное творчество не было по-настоящему оценено. Подлинный интерес к его творчеству возникает в 20-е годы XIX века. Уже первые издания его произведений вызвали такой огромный интерес, каким не пользовался ни один другой композитор той эпохи.
Насколько велик был интерес Баха к техническому прогрессу в области музыкальных инструментов может свидетельствовать тот факт, что сразу после осуществления реформы клавишных инструментов и введения так называемого «темперированного строя» он написал свои прелюдии и фуги «Das Wohltemperierte Klavier» («Хорошо темперированный клавир»), доказывая тем самым возможность исполнения произведений во всех тональностях, что при прежней системе было совершенно невозможно.
Произведения:
«Страсти по Иоанну» (1722-1723)
«Страсти по Матфею» (1729-1744)
«Магнификат» (1723)
Месса си минор («Высокая месса», 1733)
199 кантат, среди них:
«Охотничья» (1716)
«Кофейная» (1732)
«Крестьянская» (1742)
Бранденбургские концерты (1721)
увертюры-сюиты
концерты для инструментов с оркестром:
для скрипки
для клавесина
камерные ансамбли
сочинения для органа «Токката и фуга»
концерты
прелюдии, фуги
фантазии, токкаты с фугами
хоралы
хоральные вариации
сочинения для клавесина:
двухголосные инвенции
трёхголосные симфонии-инвенции (1700-1723)
«Каприччио на отъезд возлюбленного брата» (1704)
Хроматическая фантазия и фуга (1720-1723)
французские сюиты (1722)
английские сюиты (1720-1722)
«Хорошо темперированный клавир» (1722, 1744)
партиты
«Итальянский концерт» (1735)
Две нотные тетради Анны Магдалены Бах (1722, 1725)
«Искусство фуги» (1749-1750)
сонаты и партиты для скрипки соло
сонаты для виолончели соло
арии
хоралы
каноны