Страсти по Матфею

И. С. Бах
«Страсти по Матфею»
Оратория по Евангелию от Матфея («Новый завет»)
1744

Оратория для двух четырёхголосных хоров смешанного состава, хора мальчиков, четырёх певцов — солистов, двух оркестров, двух органов и континуо (клавир или фортепиано) создана в 1729 году (вторая редакция — 1736 год, третья редакция — 1744 год).
«Страсти» или «Пассионы» — жанр, бытовавший задолго до Баха. Среди них были и декламационные Пассионы лишь с некоторыми музыкальными номерами (чтение Евангелия), и чисто хоровые. Бах создал сочинение огромного масштаба, он объединил повествовательный речитатив (от евангелиста), хоралы, драматические хоры (в кульминациях), лирические хоры (как комментарии и сопереживание), арии и ариозо (монологи героев). Всё это сопровождается богатой оркестровой партитурой, с развитием соло инструментов оркестра и органа.
В «Страстях по Матфею» — 78 номеров. Первая часть (35 номеров) — это целая драматическая легенда о предательстве Иуды. Вторая часть (43 номера) — сцена у дворца Понтия Пилата, бичевание Христа, отречение Петра (знаменитая ария альта с солирующей скрипкой «О, сжалься!»), шествие на Голгофу, распятие.
Заключительная сцена «Страстей» («Положение во гроб») — светлая хоровая эпитафия.
«Страсти по Матфею» при жизни Баха, вероятно, воспринимались только в рамках церковной традиции. Затем это сочинение было надолго забыто. Его обнаружил в архивах Ф. Мендельсон. Под его руководством «Страсти» были исполнены в Берлине в 1829 году. Так было положено начало возрождению музыки Баха.