Веберн Антон

Веберн Антон
Родился в Вене в дворянской семье. Занятия музыкой начал в 10 лет. С 1902 года изучал музыковедение в Венском университете, получил степень доктора философии. С 1904 года занимался композицией у Шёнберга, тогда же состоялись первые выступления Веберна со своими сочинениями. В 1908-1913 гг. работал дирижёром в городах Австрии и Германии. После нескольких лет военной службы вернулся к музыке, руководил оркестром в Праге. С 1922 года жил в Вене, был руководителем симфонических концертов для рабочих и хормейстером Венского певческого общества. Много гастролировал по Европе, в основном выступал как дирижёр в программах современной музыки. Последние годы жил в Медлинге, занимаясь только творческой работой. Был убит близ Зальцбурга случайным выстрелом американского солдата.
Творчество Веберна сложилось в рамках эстетических принципов экспрессионизма, хотя при этом для его музыки характерно ощущение ирреальности образов. Додекафонная система, разработанная Шёнбергом, стала для Веберна единственно возможной для выражения своих настроений. Среди сочинений Веберна — инструментальная музыка и вокально-хоровые произведения.
Произведения Веберна мало исполнялись при его жизни, но стали знаменем музыкального авангардизма. Веберн был объявлен создателем нового мироздания.
В 1960 году были изданы циклы лекций Веберна, прочитанных в Вене в 1932-1939 гг., где он изложил свои творческие взгляды.
Произведения:
для голоса, хора и оркестра 2 песни на стихи Гете (1926)
кантаты:
«Зрение» (1935)
«Зажигающий луч жизни» (1938-1939)
«И вселенная тоже молчит» (1941-1943)
Песни для голоса с оркестром или ансамблем:
«Меч Зигфрида» (1903)
«О, нежное пламя гор» (1913)
циклы песен
«Пассакалия» для оркестра (1908)
5 пьес:
«Прообраз»
«Превращение»
«Возвращение»
«Воспоминание»
«Душа»
вариации (1940)
инструментальные ансамбли:
концерт для 9-ти инструментов (1934)
фортепианный квинтет (1906-1907)
струнные квартеты
соната для виолончели и фортепиано (1914)
39 песен для голоса с фортепиано
вариации для фортепиано (1936)