Возрождение, или Ренессанс

Существенной особенностью эпохи Ренессанса явилось обращение к художественным идеалам античности.
Черты раннего Возрождения отчетливо обнаружились уже в искусстве Италии XIV века. В это время наметился разрыв с кругом образов и эстетикой церковной музыки, впервые сложилось светское профессиональное искусство гуманистического характера, появились новые формы музицирования и жанры — мадригал, баллада и др. Музыка Ренессанса становится более мелодичной, выразительной, развивается начало гомофонно-гармонического стиля.
В это время возникли первые инструментальные формы, имевшие большое значение для дальнейшего развития мировой музыкальной культуры — прелюдия, вариации, фантазия, токката и др. Возрождение — это эпоха развития исполнительства на клавишных инструментах (орган, клавикорды, вёрджинел, клавесин). Широкое распространение получили струнные смычковые инструменты, в основном семейство виол, а к концу XVI века — скрипка.
К середине XVI века в Италии развивается своя полифоническая школа (Дж. Палестрина).
Новые черты музыкальной культуры были восприняты и полифоническим искусством франко-фламандской (нидерландской) школы (Жоскен Депре, Окегем, О. Лассо и др.).
В английской музыке XVI — начала XVII века музыкальное Возрождение нашло отражение в жанре мадригала (творчество У. Берда, Т. Таллиса) и в других жанрах светской вокальной и инструментальной музыки, в частности, лютневой (Дж. Доуленд).
На рубеже XVI-XVII веков как самостоятельный жанр оформилась опера. В операх Возрождения ясность мелодекламации сочеталась с подлинным драматизмом и необычайной выразительностью («Дафна» Я. Пери, «Орфей» К. Монтеверди). Итальянец К. Монтеверди был крупнейшим композитором эпохи Ренессанса, в его произведениях обобщены почти все достижения вокально-инструментального творчества того времени и намечены пути перехода к развитию искусства барокко.