Родился в Рио-де-Жанейро, в детстве не получил систематического музыкального образования. С 16 лет много путешествовал по Бразилии, собирал и записывал музыкальный фольклор, изучал быт народа.
С 1923 года Вила-Лобос жил в Париже, совершенствовался как композитор, дирижёр. Встречался с М. де Фальей, С. Прокофьевым, М. Равелем. Много писал, концертировал.
В 1931 году Вила-Лобос вернулся в Бразилию, стал правительственным уполномоченным по вопросам музыкального образования. Во многих городах Бразилии он основал музыкальные школы и хоровые коллективы, разработал стройную систему музыкального воспитания детей. В 1942 году Вила-Лобос организовал Национальную консерваторию хорового пения. В 1945 году по его инициативе в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки (Вила-Лобос был её бессменным президентом). Вила-Лобос вёл широкую концертную деятельность (Южная Америка, США, Франция, Англия, Италия, Португалия), везде пропагандировал бразильскую музыку.
Вила-Лобос — яркий национальный композитор. В его музыке слышны ритмы народных танцев, мелодика бразильских песен. В своем творчестве он гармонично совместил эстетику импрессионизма (красочность гармонии, изысканность оркестровки) и неоклассические принципы (ясность музыкальной формы, использование полифонии).
Произведения:
4 оперы
оперетта «Мадалена» (1947)
15 балетов, среди них:
«Танец Земли» (1939)
танцевальная драма «Император Джонс» (1955)
Для хора:
«Песнь Земли» (1925)
месса «Святой Себастьян» (1937)
«Открытие Бразилии» (1937)
для оркестра:
12 симфоний, среди них:
№ 1 «Неожиданность» (1916)
№ 2 «Вознесение» (1917)
№ 6 «Горы Бразилии» (1944)
№ 7 «Одиссея мира» (1945)
18 симфонических поэм
для ансамбля инструментов:
14 Шоро (для различных составов — 1920-1929)
5 фортепианных концертов
2 виолончельных концерта
4 сонаты-фантазии для скрипки и фортепиано
для фортепиано «Мир ребенка» (сюита, 1918-1925)
«Бразильские бахианы» (цикл — 1930-1944)
Вернуться на страницу «Путешествие в мир музыкальной культуры США»
Не забываем поделиться с друзьями в социальных сетях.