Верстовский Алексей Николаевич

Верстовский Алексей Николаевич

Верстовский Алексей Николаевич. Родился в имении Селивёрстово Тамбовской губернии. В 1816-1817 гг. учился в Институте корпуса инженеров путей сообщения (Петербург), служил в различных гражданских учреждениях, продолжая заниматься музыкой. Верстовский увлекался театром: писал и переводил на русский язык (с французского) либретто водевилей, участвовал в любительских спектаклях, сочинял музыку к театральным представлениям. Композитор был знаком с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, А. А. Алябьевым, занимал ведущее положение в артистических кругах Москвы. С 1825 года Верстовский – инспектор музыки, с 1830 года — инспектор репертуара Московских императорских театров, в 1848-1860 гг. управляющий конторой Дирекции Московских императорских театров. Превосходный музыкант, знаток сцены, Верстовский способствовал поднятию художественного уровня спектаклей, обогащению репертуара. Верстовский был одним из основоположников жанра русской оперы-водевиля, а также автором вокальных сочинений, среди которых выделяются полные драматизма баллады — типичный для романтизма жанр. В конце 20-х гг. Верстовский – автор 6 опер, среди которых выделяется «Аскольдова могила» (1835). В операх Верстовского национальное русское начало сочетается с романтизированной фантастикой. Но с появлением опер М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского сочинения Верстовского уже не отвечали требованиям времени.
Произведения:
оперы:
«Пан Твардовский» (1828)
«Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832)
«Аскольдова могила» (1835)
«Тоска по родине» (1839)
«Чурова долина, или Сон наяву» (1844)
водевили, в том числе:
«Средство выдавать дочерей замуж» (1828) и другие
баллады:
«Чёрная шаль» (на слова Пушкина)
«Бедный певец»
«Ночной смотр»
«Три песни барда»