Сонатный цикл — многочастная музыкальная форма, в которой хотя бы одна часть (обычно первая) написана в сонатной форме. Типичное строение сонатного цикла — 4 части: 1) сонатное аллегро — драматический центр цикла; 2) медленная часть — лирико-созерцательная; 3) скерцо (до Л. Бетховена — менуэт), носящее характер интермедии; 4) оживленный или торжественный финал – жизнеутверждающее завершение цикла. Отдельные части объединяются общим замыслом (например, через борьбу, сложные раздумья и драму чувств — к победе); иногда они построены на одинаковых или сходных музыкальных темах. Форма сонатного цикла определилась во 2-й половине XVIII века в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и испытала в дальнейшем значительные изменения. Менялся порядок частей: скерцо переставлялось на 2-е место (в Девятой симфонии Л. Бетховена и др.), медленная часть — на последнее (в Патетической симфонии Чайковского и др.). Опускались некоторые части (например, скерцо в сонате «Аппассионата» Бетховена и др.) или, наоборот, добавлялись дополнительные части сверх традиционных 4-х (в Третьей симфонии Чайковского 5 частей, в Третьей симфонии Малера — 6 и т. д.).
До нашего времени форма сонатного цикла продолжает развиваться, оставаясь одним из высших и наиболее распространенных типов композиции. Форма сонатного цикла применяется почти исключительно в инструментальной музыке. Сонатный цикл для одного или 2-х исполнителей называется сонатой, для большего ансамбля – термином, указывающим на число участников (трио, квартет, квинтет и т. д.), для оркестра — симфонией, для солирующего инструмента и оркестра – концертом. В развитии формы сонатного цикла выдающуюся роль сыграли Ф. Шуберт, Р. Шуман, Г. Берлиоз, И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, П. Чайковский, А, Бородин, А. Глазунов, С. Прокофьев, Д. Шостакович.
Не забываем поделиться с друзьями в социальных сетях.