Сонатный цикл

Сонатный цикл — многочастная музыкальная форма, в которой хотя бы одна часть (обычно первая) написана в сонатной форме. Типичное строение сонатного цикла — 4 части: 1) сонатное аллегро — драматический центр цикла; 2) медленная часть — лирико-созерцательная; 3) скерцо (до Л. Бетховена — менуэт), носящее характер интермедии; 4) оживленный или торжественный финал – жизнеутверждающее завершение цикла. Отдельные части объединяются общим замыслом (например, через борьбу, сложные раздумья и драму чувств — к победе); иногда они построены на одинаковых или сходных музыкальных темах. Форма сонатного цикла определилась во 2-й половине XVIII века в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и испытала в дальнейшем значительные изменения. Менялся порядок частей: скерцо переставлялось на 2-е место (в Девятой симфонии Л. Бетховена и др.), медленная часть — на последнее (в Патетической симфонии Чайковского и др.). Опускались некоторые части (например, скерцо в сонате «Аппассионата» Бетховена и др.) или, наоборот, добавлялись дополнительные части сверх традиционных 4-х (в Третьей симфонии Чайковского 5 частей, в Третьей симфонии Малера — 6 и т. д.).
До нашего времени форма сонатного цикла продолжает развиваться, оставаясь одним из высших и наиболее распространенных типов композиции. Форма сонатного цикла применяется почти исключительно в инструментальной музыке. Сонатный цикл для одного или 2-х исполнителей называется сонатой, для большего ансамбля – термином, указывающим на число участников (трио, квартет, квинтет и т. д.), для оркестра — симфонией, для солирующего инструмента и оркестра – концертом. В развитии формы сонатного цикла выдающуюся роль сыграли Ф. Шуберт, Р. Шуман, Г. Берлиоз, И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, П. Чайковский, А, Бородин, А. Глазунов, С. Прокофьев, Д. Шостакович.