Мессия

Г. Ф. Гендель
«Мессия»
Оратория для солистов (4 голоса), хора и оркестра
1742

Либретто Чарльза Дженниса и Генделя по библейским сюжетам. Первое исполнение состоялось в 1742 году в Дублине (Ирландия) под управлением автора.
Сюжет оратории в целом тот же, что и в «Страстях по Матфею». В то время Евангелие было источником для создания множества произведений (пассионов). Но Гендель почти не рассказывает о событиях, а создает цикл лирико-эпических песен — гимнов, рождённых отношением к событиям. Христос — Мессия у Генделя — не страдалец, а герой, мощный и воинственный. Собственно партия Иисуса в оратории отсутствует. Основа оратории — хоровая музыка.
«Мессия» — самое светское из всех религиозных сочинений XVIII века. В наше время «Мессия» обычно исполняется в обработке В. А. Моцарта, который выписал все оркестровые партии, добавил в состав оркестра гобои, флейты, кларнеты.
I часть (19 номеров) — рождение и детство Христа — удивительно светлая музыка, в которой повествуется о надеждах на будущее.
II часть (23 номера) — подвиг. Это — самая трагическая часть. Правда, здесь нет ни развернутых образов крестных мук Христа, ни погребального обряда, ни плача у подножия креста. Лишь маленькое ариозо «Взгляни, взгляни, и мне скажи…» (№ 28), сдержанное и сосредоточенное, говорит о личном страдании, а всё остальное — потрясающие по силе воздействия хоровые фрески, особенно «Аллилуйя» (№ 42).
III часть (9 номеров) — триумф, настоящее царство света. Тексты этой части — молитвы благодарения небесам. Гендель повествует о гигантском народном празднике. Хоры — гимны и знаменитая ария «Жив Спаситель мой!» — меньше всего похожи на молитвы.