Телеман Георг Филипп. Родился в Магдебурге (Германия). Начал занятия музыкой в городской школе Магдебурга у её кантора, играл на многих музыкальных инструментах, затем брал уроки теории музыки. Систематического музыкального образования не получил. В 1701-1704 гг. изучал право в Лейпцигском университете, одновременно принимал активное участие в музыкальной жизни Лейпцига: создал студенческую Collegium musicum (позже ею руководил И. С. Бах), сочинял оперы для городского театра, исполнял в них теноровые партии, дирижировал спектаклями, был органистом в одной 113 церквей, написал ряд кантат для Томаскирхе. В 1704-1710 гг. капельмейстер. В 1712-1721 гг. кантор и музик-директор во Франкфурте-на-Maйнe, где руководил музыкальными собраниями общества «Фрауэнштейн». С 1721 года и до конца жизни жил в Гамбурге, работал городским кантором и учителем. Здесь особенно широко развернулась музыкально-организационная деятельность Телемана. Он основал Collegium musicum, содействовал устройству многих концертов с участием выдающихся музыкантов (в том числе И. С. Баха) и открытию первого в Германии специального концертного зала (1761), основал музыкальный журнал.
Телеман принадлежал к поколению Г. Ф. Генделя и И. С. Баха, дружески общался с ними, особенно с семьей Баха. Усвоив достижения ряда национальных школ, Телеман подошёл к новому для того времени гомофонно-гармоническому письму. Наибольшее значение приобрела его инструментальная музыка, которая завоевала популярность благодаря программности и изобразительности, а также тесной связи с бытовой мелодикой, танцем. Композитор стремился к тому, чтобы его музыка была доступной, считал своей обязанностью не только развлекать, но и воспитывать. Он написал «Упражнения в пении, игре и генерал-басе» (1734), где даны не только элементы музыки и гармонии, но и правила морали.
Среди сочинений Телемана — более 40 опер в различных жанрах (в том числе комические, сохранилось 7), 44 пассиона (известны 23), 33 цикла «Гамбургской Kapitansmusik», около 23 циклов (годовых) духовных кантат, приветственные, праздничные, свадебные и похоронные кантаты, оратории, более 700 песен, 3 цикла «Застольной музыки» (в каждом — сюита, квартет, трио-соната, сольная соната и заключение), около 600 оркестровых сюит (увертюр, сохранилось 126, среди них программные — «Дон Кихот» и др.), около 170 концертов с солирующими инструментами, ряд кончерто гроссо, квартетов и других ансамблей, 36 фантазий для клавира, множество фуг для клавира и органа (в том числе «Лёгкие фуги» для клавира, 1738-1739), менуэты, марши; 12 фантазий для скрипки без сопровождения и другие.
Вернуться на страницу «Путешествие в мир немецкой музыкальной культуры »
Не забываем поделиться с друзьями в социальных сетях.