Тангейзер

Р. Вагнер
«Тангейзер»
Опера в трёх действиях
Либретто Р. Вагнера по саге XIII века
1845
Р. Вагнер «Тангейзер» Опера в трёх действиях Либретто Р. Вагнера по саге XIII века 1845
«Тангейзер» стал для Вагнера этапной работой. Именно с постановкой этой оперы стало ясно, что появился гениальный музыкант, способный на новаторство в опере. «Тангейзер» — не первое оперное сочинение композитора, но все предыдущие можно рассматривать как подступы к созданию музыкальной драмы. Вагнер ставит на первый план человека, даже если это идёт в ущерб красоте и мелодичности музыки; сольные законченные номера возможны в ткани оперы лишь тогда, когда это диктуется драматургией. В развёртывании драмы важное значение приобретает оркестр, даже большее, чем вокальные партии. Символическое звучание инструментов, лейтмотивы сплетают между собой нити драмы, досказывая то, что нельзя выразить словами.
Огромное влияние на Вагнера оказала романтическая поэзия. Он высоко ценил народное искусство, легенды и сказания. Вполне в духе романтизма обращение Вагнера к древней легенде о Тангейзере, которая в сочетании с другими сказаниями, превращается у композитора в монументальную историческую картину борьбы между язычеством и христианством. Обаянию античности и язычества противостоит христианский мир с его строгостью и целомудрием.
Оперу Вагнер писал несколько лет. Он уезжает из Парижа в Дрезден. Однажды в Тюрингии, глядя на Вартбургский замок, композитор задумывает своего «Тангейзера». Через несколько дней он составляет сценический план, через год заканчивает либретто, а ещё через два года завершает партитуру. На премьере оперы, состоявшейся 19 октября 1845 года в Дрезденском театре, дирижировал сам Вагнер.
Сюжет:
Действие происходит в Тюрингии в начале XIII века. В великолепно украшенном гроте Венеры уже несколько лет живёт Тангейзер. Античная богиня красоты и любви, её сирены и нимфы напрасно хотят развлечь его. Он жаждет уйти. Венера отговаривает его, рисуя людскую злобу. Споря с Венерой, Тангейзер призывает Богоматерь, и от её имени грот исчезает. Тангейзер оказывается в долине на зеленом лугу с цветами. На горе темнеют башни замка Вартбург, пастушок играет на свирели. Мимо паломники идут в Рим за отпущением грехов. В памяти Тангейзера всплывают воспоминания, и он с молитвой падает на колени перед стоящим на краю дороги изображением Богоматери.
Из леса выезжают охотники. Среди них маркграф Герман, знаменитые рыцари — певцы Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Рейнмар и Битерольф (это реальные исторические личности XIII века). Они замечают молящегося Тангейзера и с радостью приветствуют его. Много лет прошло с тех пор, как исчез самый знаменитый певец, непобедимый герой певческих состязаний. Тангейзер смущён, он хочет уйти. Вольфрам останавливает его именем Елизаветы. Уже многие годы она ждёт Тангейзера. Под трубные звуки рогов охотники ведут в замок долгожданного певца.
Парадный зал замка. Со времени исчезновения Тангейзера здесь не проводились состязания певцов. Появляется счастливая Елизавета, племянница маркграфа. Приходят Тангейзер и его верный друг Вольфрам. Он сам любит Елизавету, но хорошо знает, что она выбрала Тангейзера. Входит маркграф. Скоро начнётся состязание певцов. Фанфары герольдов возвещают о прибытии гостей. Под звуки марша зал наполняется. Согласно жребию первым выступает Вольфрам. Он поёт о чистой и нежной любви. Потом поёт Вальтер, потом Битерольф. Им всем противоречит Тангейзер, высмеивающий чистые чувства. Кажется, его обуяли демоны. Он хватает лютню и поёт гимн Венере. Гости возмущены, Елизавета страдает. Она понимает, что Тангейзер был в гроте Венеры, а значит — в преисподней, в аду. Нарушены законы придворной поэзии, христианские заповеди — ведь грешно говорить о чувственности и страстях. От мечей разъяренных рыцарей Тангейзера защищает Елизавета. Маркграф предлагает Тангейзеру отправиться за покаянием в Рим. Вернувшись с отпущением грехов, он получит Елизавету. Тангейзер целует край одежды любимой и бросается прочь с криком: «В Рим!».
Осень в Вартбурге. Елизавета каждый день молится перед изображением Богоматери. Возвращаются паломники, но Тангейзера с ними нет. Елизавета просит небо принять её жизнь во искупление его грехов. Вольфрам хочет сопровождать Елизавету, но она отказывается. Туда, куда она идёт, никто не может идти с ней. Вольфрам остаётся один и на закате поёт меланхолическую песню о вечерней звезде. Приближается оборванный путник. Это Тангейзер! Трагичен его рассказ о паломничестве. Папа проклял его: «Будь проклят ты, изведавший наслаждения ада! Гори в огненной геенне, пока сухой посох в моей руке не покроется цветами!». В бурном экстазе Тангейзер призывает Венеру. Вольфрам в ужасе сообщает о смерти Елизаветы. Приближается похоронная процессия. Тангейзер падает мёртвым у гроба Елизаветы. Приходят новые паломники, они несут посох папы Римского, покрытый цветами. Это символ того, что Елизавета, пожертвовав своей жизнью, принесла Тангейзеру искупление его полной страданий жизни и примирение в смерти.