Симфония № 1 «Титан» Симфония ре мажор

Г. Малер
Симфония № 1 «Титан»
Симфония ре мажор
1884

Впервые произведение было исполнено в 1889 году, дирижировал сам композитор.
Первая симфония — это романтическое детище юности гения, исполненное радости бытия, света, красок, чарующей свежести языка, и веры в добро человека. Это – утро жизни великого артиста. Программой послужил роман Жана-Поля Рихтера «Титан», что было объявлено, правда, впоследствии, из-за непонимания публики и смены собственного отношения Малера к программности. Первая симфония драматургически развивается по восходящей. Герой ни на секунду не позволяет поддаться унынию и слабости. Даже в самые страшные моменты он, как сжатая струна, готовая распрямиться. Музыкальное решение цикла — оптимистически-утверждающее. Стефан Цвейг писал о Малере: «Борьба с земным составляла его божественное наслаждение».
Первая симфония четырёхчастна и похожа на классический цикл. Она условно делится на две половины — светлую (1-я и 2-я части) и тёмную (3-я и 4-я части), правда запаса жизненных сил хватает на то, чтобы переломить мрак финала и выйти к свету.
Симфония «Титан» — одно из самых жизнеутверждающих сочинений позднего романтизма, начало творческого пути великого симфониста Густава Малера.
I часть — ярко картинна, это — поэтическая звукопись, наполненная гармонией восприятия красоты природы и романтической игрой силы и нежности.
II часть — скерцо, в котором резко убыстряется темп, стремительность его подобна вихрю. Пронзительно-резкий аккорд обрывает скерцо, начинается следующая часть.
III часть — знаменитый похоронный марш — гротеск на мелодию «Братец Мартин». Здесь Малер сумел добиться ощущения того, что перед нами проходят тени (уже в этой ранней симфонии Малер показал себя как изумительный мастер инструментовки).
IV часть — финал — драматическая кульминация симфонии, когда бесовский сумрак, казалось, уже закрыл горизонт. Но происходит перелом. И вот мощное завершение — песнь о победе.