Сюита

Сюита (по-французски suite – последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей. Форма сюиты возникла в XVI веке как объединение медленного танца – паваны и быстрого – гальярды. Такие сюиты часто встречались в сборниках танцев для различных инструментов. В XVI-XVIII вв. сложилась форма так называемой старинной сюиты, состоящей из 4-х танцев: аллеманды — в умеренном темпе, оживленной — куранты, медленной — сарабанды, и быстрой — жиги. Нередко в старинную сюиту включались менуэт, гавот, бурре, а также нетанцевальные пьесы – прелюдия, ария, рондо, фуга. Все части старинной сюиты писались в одной тональности (сюиты И. С. Баха). В XIX-XX вв. получили развитие сюиты нового типа с ярко выраженной контрастностью: в них преобладают нетанцевальные пьесы разных форм и настроений, написанные в различных тональностях (сюиты для оркестра Чайковского, сюиты для 2-х фортепиано Рахманинова). Многие сюиты имеют программный характер: «Карнавал» Шумана, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Шахерезада» Римского-Корсакова. Распространены сюиты из оперных отрывков («Музыкальные картинки» к «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова), из балетных номеров (Сюита из балета «Щелкунчик» Чайковского), из музыки к драмам (2 сюиты «Пер Гюнт» Грига), из киномузыки («Овод» Шостаковича).