Стравинский Игорь Федорович

Стравинский Игорь Федорович
Родился в Ораниенбауме близ Петербурга. С ранних лет приобщился к высоким достижениям отечественного искусства в доме отца — певца (бас) Мариинского театра Ф. И. Стравинского, где бывали известные музыканты, литераторы, актёры, художники. С 9-летнего возраста учился игре на фортепиано. С 18 лет начал самостоятельно изучать музыкально-теоретические предметы (увлекся контрапунктом). По настоянию отца одновременно (1900-1905) занимался на юридическом факультете Петербургского университета. Для формирования Стравинского-музыканта решающей явилась встреча летом 1902 года с Н. А. Римским-Корсаковым, у которого в 1903-1905 гг. он брал частные уроки. Наиболее крупное из первых сохранившихся в рукописи сочинений Стравинского — фортепианная соната (1903-1904). К 1910 году Стравинский был уже автором нескольких публично исполненных в Петербурге песен и оркестровых сочинений — сюиты для голоса и оркестра «Фавн и пастушка», симфонии, «Фантастического скерцо». На премьере последнего (1909) присутствовал С. П. Дягилев, который заказал Стравинскому балет «Жар-птица». Дягилев и руководимое им литературно-художественное объединение «Мир искусства» сыграли значительную роль в становлении эстетических взглядов Стравинского и в дальнейшем продвижении его как композитора — на «Русских сезонах» в Париже состоялись премьеры балетов Стравинского «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). Эти произведения утвердили мировую славу Стравинского.
С 1914 года композитор жил за границей. Годы первой мировой войны (1914-1918) Стравинский провёл в Швейцарии; с 1920 года жил во Франции, с 1940 года — в США, где впервые выступил как дирижёр ещё в 1925 году. Посетил СССР осенью 1962 года.
В 20-х гг. началась небывалая по масштабам концертная деятельность Стравинского как дирижёра-исполнителя собственных произведений (он дирижировал также некоторыми произведениями М. И. Глинки и П. И. Чайковского). В течение последующих 40 лет Стравинский выступал как симфонический или театральный дирижёр во всех крупных городах мира.
Художник с разносторонними интеллектуальными запросами, Стравинский встречался со многими выдающимися деятелями литературы и искусства, философами, с некоторыми из них поддерживал дружеские отношения. Исключительно широкими духовными интересами Стравинского определяется универсализм его творчества. Однако он всегда сознавал свою принадлежность к русской художественной культуре.
Стравинский — один из русских композиторов ХХ века, которые оказали огромное влияние на развитие современной музыки. В его творчестве сочетались разные, часто противоречивые черты, характерные для мирового музыкального искусства ХХ столетия. Эти противоречия, как и сложность самой личности Стравинского, отразившаяся в творчестве, изменчивость его эстетической и гражданственной позиций вызывали и по сей день вызывают непрекращающиеся дискуссии о нём. Он внёс свежую струю в современное искусство, не порывая с традициями, но с исключительной смелостью обновляя их. Свежесть — в праздничном тонусе звучания его музыки, в её крепкой «жизненной хватке», мужественной энергии, в том рационально-созидательном начале, которое присуще искусству Стравинского в целом. Его образно-выразительные открытия обогатили музыку ХХ века; наиболее значительным оказалось воздействие его произведений «русского периода» — они чаще других исполняются в концертах, входят в репертуар музыкального театра.
Произведения:
оперы:
лирическая сказка «Соловей» (1908)
опера-буффа «Мавра» (1922)
«Царь Эдип» (1927)
«Похождения повесы» (1951)
балеты, среди них:
«Жар-птица» (1910)
«Петрушка» (1911)
«Весна священная» — картины языческой Руси в 2 частях (1913)
«Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» — весёлое представление с пением и музыкой (1917)
«Песнь Соловья» (1920)
«Пульчинелла» (1920)
«Свадебка» (1923)
«Аполлон Мусагет» (1928)
«Поцелуй феи» (1928)
для солистов, хора и оркестра:
«Священное песнопение во славу имени св. Марка» (1956)
«Threni» — Плач пророка Иеремии (1958)
«Проповедь, притча и молитва» кантата (1961)
«Заупокойные песнопения» (1966)
сочинения для хора и оркестра
сочинения для хора и камерно-инструментального ансамбля
сочинения для оркестра, среди них:
3 симфонии
концерт «Дамбартон-Окс» (1938)
«Фантастическое скерцо» (1908)
концерты для инструмента с оркестром, такие как:
концерт для скрипки (1931)
«Движения» для фортепиано (1959)
концерт для фортепиано и духовых инструментов (1924)
сочинения для хора а сappellа