Штраус Рихард

Штраус Рихард

Штраус Рихард. Родился в Мюнхене. Сын валторниста Баварской королевской придворной капеллы. Рихард Штраус получил основательное музыкальное образование, хотя никогда не учился в консерватории. Его больше интересовали композиция, дирижирование и игра на скрипке. В шестнадцать лет он написал свою первую симфонию. Двадцати лет выступил в Вене с исполнением своего скрипичного концерта. Когда в 1885 году в городе Мейнингене один из самых выдающихся дирижёров – Ганс Бюлов — покинул княжеский оркестр, на его место был приглашен его ассистент Рихард Штраус. С этого времени и почти до конца жизни он поочерёдно занимает должность дирижёра в оперных театрах Мюнхена, Веймара, Берлина. Во время многочисленных турне – от Португалии до Москвы, от Риги до Египта – он дирижирует симфоническими оркестрами, исполняющими его произведения. Став в 1898 году дирижёром Берлинской оперы, Штраус всерьёз занялся оперным творчеством. В годы первой мировой войны Штраус не прерывает творческой работы. В 1917 году знаменитый композитор становится профессором Мюнхенской консерватории, а в 1919 году – директором Венского оперного театра. В это же время он совершает турне по Бразилии и Аргентине.
Хотя Штраус стоял в стороне от политики, гитлеровский переворот в Германии не прошёл для него бесследно. Не желая покидать Германию, он принял в 1933 году предложенную ему должность президента Немецкой музыкальной палаты и оставался на этой должности около двух лет, что сильно пошатнуло его позиции в глазах мирового общественного мнения. После разгрома фашистской Германии он эмигрировал в Швейцарию, откуда вернулся на родину три года спустя немощным стариком.
Штраус является самым выдающимся творцом программной музыки. Находясь под сильным влиянием вагнеровской идеи о единстве всех видов искусства, он со временем нашёл собственный музыкальный язык. Развивая и совершенствуя жанр симфонической поэмы, он стремился не только нарисовать с помощью музыки различные эпические сцены, но и передать в ней некоторые философские принципы (например, в поэме «Так говорит Заратустра» по Ницше).
Огромный аппарат своего оркестра Штраус обычно использовал со всей полнотой, умело подчёркивая оттенки отдельных инструментов и выделяя наиболее характерные места.
Произведения:
оперы:
«Саломея» (1905)
«Электра» (1908)
«Кавалер розы» (1910)
«Ариадна на Наксосе» (1912)
«Женщина без тени» (1918)
«Арабелла» (1932)
симфонии:
«Домашняя симфония» (1903)
«Альпийская симфония» (1934)
симфонические поэмы:
«Дон Жуан» (1889)
«Смерть и просветление» (1889)
«Веселые забавы Тиля Уленшпигеля» (1896)
«Так говорил Заратустра» (1896)
«Дон Кихот» (1897)
«Жизнь героя» (1898)
2 сюиты
концерт для скрипки с оркестром (1882)
концерты для валторны (1883, 1942)
камерно-инструментальные ансамбли:
сонаты, квартеты
песни и хоры
музыка к спектаклям