Средневековая музыка

Для музыкального искусства средневековья громадное значение приобрело своеобразное разделение различных его областей. С одной стороны существовало церковное профессиональное искусство, постепенно объединившее различные страны. С другой стороны развивалось местное народное искусство.
Важнейшими центрами профессиональной музыкальной культуры раннего средневековья были монастыри и певческие школы при них. В IX веке прославились школы Сен-Галльского монастыря, в Аллемании, Метце и во Франконии. Везде наблюдались тенденции украшения мелодий хоралов, появлялись все новые вводные мотивы, вставные стихи между каноническими напевами, постепенно народная мелодика проникала в богослужебное пение.
Вся музыкальная культура до XIII века оставалась одноголосной, как в церкви, так и вне ее. С IX века постепенно развиваются литургическая драма и латинская песня, связывающие церковь и народное искусство. Литургическая драма, повествуя о библейских событиях, включает в себя бытовые сценки, вокальные соло, песни и даже танцы. А латинская песня (название идет от языка исполнения) — первая вокальная лирика, часто к текстам просто подбирались подходящие народные мелодии. Так возникло искусство трубадуров. В их песнях воспеваются и прекрасная дама, и всякие вкусные кушания, и бытовые события, но преобладает все же любовная лирика. В это время появляются двух- и трехголосные песни, танцевальные песни с припевом хора.
В Италии в XII-XIII вв. развился особый жанр духовной лирики -»лауда» (гимн). С XIII века лауды распевались в народе как безымянные духовные песни, простые и бытовые.
В то время, когда в европейских странах зарождались новые формы светской и духовной лирики, проходило и раннее развитие нового многоголосного стиля. Первоначально проявилась тенденция «наслаивать» второй голос на уже известные хоралы и секвенции. Часто этот новый свободный голос — дискант, становился главным, иногда у дисканта был и свой текст, что усиливало его самостоятельность. Позже на хорал наслаивается не один, а больше голосов, хорал попадает в тенор. Верхние голоса — пышное красивое многоголосье.
Развитие многоголосья привело и к новым жанрам в светской музыке. Самым характерным жанром в XIII веке стал мотет, духовная светская многоголосная песня. Большую популярность приобретает бытовая полифоническая форма — рондель или рота. Это обычно канон с шутливым содержанием. Самые известные каноны поются до сих пор, например «Летний канон» из Англии (голоса вступают друг за другом с определенным интервалом времени, количество голосов доходит до 6-7, когда первый поющий заканчивает мелодию, он может петь ее с начала новым текстом).
Высокое профессиональное искусство Средневековья и в церкви, и в обществе подготовило совсем новую эпоху, которую принято считать началом Возрождения.