Весна священная

И. Ф. Стравинский
«Весна священная»
Балет
1912

Еще во время работы над балетом «Жар-птица» у Стравинского появилась мысль о новом балете — «Весна священная». Композитор вспоминал: «В воображении … возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность». К составлению сценария балета был привлечен М. Фокин. Полностью партитура «Весны» была закончена в ноябре 1912 года.
29 мая 1913 года в Театре Елисейских полей состоялась долгожданная премьера. «Картины языческой Руси» своей дикостью шокировали публику. В зале смеялись, свистели, гудели клаксонами. Дягилеву пришлось несколько раз тушить свет, чтобы утихомирить публику. Расстроенный Стравинский покинул театр задолго до окончания спектакля.
В апреле 1914 года в Париже «Весна священная» была полностью реабилитирована. Впоследствии эта музыка с большим успехом звучала в симфонических концертах
Партитура «Весны священной» своей необычайной стилистической дерзостью оказала громадное влияние на всю музыкальную культуру XX века. Стравинский сумел отразить новые, урбанистические ритмы, новое чувствование человека XX века — жителя большого города с его повышенной нервной восприимчивостью, интенсивной внутренней жизнью.
«В «Весне священной», — писал Стравинский, — я хотел выразить светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни: Воскресение полное, стихийное, Воскресение зачатия всемирного».
Сюжет:
«Картины языческой Руси» распадаются на тринадцать эпизодов, из них семь — в первой части и шесть — во второй. В «Поцелуе земли» подчеркивается единство древнеславянского язычника с породившей его землей. После «Вступления», рисующего разбуженную весенним солнцем природу в «Весенних гаданиях» и «Пляске щеголих» впервые возникают юношеские и девичьи группы, как бы дразнящие и манящие друг друга. В «Игрушке умыкания» — выбор девушки. «Вешние хороводы» возвращают нас к контрастным движениям мужских и женских хороводов и слиянию их. В «Игре двух городов» изображены поединки мужчин из соперничающих кланов. Последняя глава первой части — появление мудреца. Он падает ниц и благословляет родную землю. «Выплясывание земли» — хореографическая оргия язычников-земледельцев.
Начало второй части — «Великая жертва» — вновь картина природы. На рассвете, ещё в сумерках, юноши затевают игры. Их сменяют «Тайные игры девушек». Подруги окружают Обречённую — самую красивую девушку, которая своей смертью должна воскресить силы Весны после долгого зимнего сна. В «Величании избранной» толпа, окружающая неподвижную жертву, славит её.
«Взывание к праотцам» и «Действо старцев» вводят нас в иной, мрачный мир — седых древних предков. Избранница, наконец, начинает свой последний танец. Когда она в изнеможении должна упасть, её поднимают к небу. Оканчивается сочинение «Великой священной пляской»