Сонатная форма, сонатное аллегро

Сонатная форма, сонатное аллегро — музыкальная форма, основанная на сопоставлении и развитии двух тем, обычно контрастных. Предоставляет обширные возможности для воплощения драматизма в музыке. Применяется преимущественно в инструментальных произведениях.
Сонатная форма состоит из 3-х разделов: 1) экспозиция (латинское expositio — показ) — завязка действия. В ней излагаются: главная партия (с некоторым развитием и связующей частью), побочная партия и заключительная часть (переход к разработке). Чаще всего главная партия носит динамичный, решительный характер, ей противостоит более созерцательная, лиричная побочная партия; 2) разработка — драматический центр сонатной формы, сопоставление, столкновение и широкое развитие тем, изложенных в экспозиции (главным образом путем их мотивной разработки — видоизмененного повторения мотивов); 3) реприза (по-французски reprise — возобновление) – развязка действия, несколько видоизмененное повторение экспозиции с изложением обеих партий в главной тональности. Иногда перед экспозицией бывает вступление, после репризы — кода (по-итальянски coda — хвост), дополнительный, завершающий раздел, построенный на одной или обеих темах.
Будучи насыщена драматизмом, сонатная форма обычно требует исполнения в энергичном, довольно быстром темпе, почему и называется сонатным аллегро. Сонатный цикл в качестве первой части обычно содержит сонатную форму. Реже сонатная форма встречается в медленных частях и финалах сонатных циклов; применяется также в одночастных произведениях — увертюрах, симфонических поэмах.
Сонатной форме предшествовала старосонатная (на рубеже XVII-XVIII вв.). Сонатная форма сложилась окончательно во 2-й половине XVIII века, главным образом, в произведениях венских классиков (Гайдн, Моцарт, Бетховен). Она находит и сейчас разнообразное претворение в музыке всех стран.