Шостакович Дмитрий Дмитриевич

Шостакович Дмитрий Дмитриевич

Родился в Петербурге. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано, композиции. Концертировал как пианист в течение ряда лет; в 1927 году на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве получил почётный диплом. Был выдающимся исполнителем своих фортепианных произведений. С 1937 года преподавал композицию в Ленинградской, в 1943-1948 гг. — в Московской консерваториях (с 1939 года профессор); среди его учеников — К. А. Караев, Г. В. Свиридов.
Общепринято выделять в творчестве Шостаковича 3 этапа: ранний, средний и поздний (последнее десятилетие жизни композитора). Однако хронологические границы этапов достаточно условны, каждый из них внутренне неоднороден. Собственно ранними можно считать лишь сочинения, написанные до 1-й симфонии (1925), которая явилась крупнейшим событием советской музыкальной культуры и положила начало мировой известности автора. В симфонии Шостакович дал оригинальный вариант трактовки жанра «симфония — психологическая драма»; это произведение отличают активность, динамический напор, неожиданность контрастов, рождающихся из полярного перевоплощения основных тем-образов.
Вслед за 1-й симфонией начинается краткая полоса «антиакадемического» экспериментирования в области музыкальных средств.
На конец 1920-х — начало 30-х гг. приходится огромное количество партитур Шостаковича для театра и кинематографа. Прикладные партитуры, например, музыка к кинофильмам «Новый Вавилон» (1929) и «Златые горы» (1931), к спектаклям «Клоп» (1929) и «Гамлет» (1932) стимулировали приток новой образности в искусство Шостаковича. Это время отличается повышенным вниманием Шостаковича к тембровой характеристичности, броскости социальных карикатур, выдвижению на первый план моторно-ритмического начала.
Театральность в широком смысле слова была врождённой чертой дарования Шостаковича. Его опера «Нос» (1928), оригинально воплотившая «фантастический реализм» повести Н. В. Гоголя, окрашена полемическим азартом, пародийным отрицанием канонов оперности. Важнейшей вехой в творчестве Шостаковича стала опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», 1932) по Н. С. Лескову. Здесь присутствуют и открытая лирика, и широкое обобщение элементов русской народной песенности.
Порогом зрелости в симфоническом жанре была 4-я симфония (1936) с её сложной философско-трагедийной концепцией, гигантскими пропорциями, кричащей остротой контрастов, свидетельствовавшая об интенсивном усвоении традиций Г. Малера
Для предвоенного периода творчества Шостаковича характерно выдвижение камерно-инструментального жанра на положение, равноправное симфонизму. Именно в камерном жанре композитор впервые пришёл к прозрачной ясности языка, классической уравновешенности формы.
1-й концерт для скрипки с оркестром (1948) и 10-я симфония (1953), несмотря на прочность связей с сочинениями предвоенных лет, принадлежат к новому этапу творчества Шостаковича. Постоянные обращения композитора к слову повлекли за собой качественные изменения стиля: более широкое внедрение песенного мелоса, использование вокальных приёмов развёртывания тематизма в инструментально-симфонической музыке.
24 прелюдии и фуги для фортепиано (1951) — первый подобный цикл в русской музыке — можно назвать энциклопедией зрелого стиля композитора. Многие прелюдии вызывают непосредственные, программные ассоциации в духе народно-массовых сцен русских эпических опер. Очевидна песенная природа тем ряда фуг.
Произведения 70-х гг. в значительной степени продолжают тенденции, наметившиеся ещё во 2-й половине 60-х гг.: максимальная экономия выразительных ресурсов, обогащение интеллектуальной и эмоциональной «нагрузки» каждой детали.
15-я симфония (1971) замыкает круг развития жанра симфонии у Шостаковича, синтезируя образно-стилистические элементы, сложившиеся на разных этапах. Она содержит немало перекличек с творчеством среднего, «классического» периода. По сжатости пропорций, лаконизму и прозрачности письма 15-я симфония близка к 1-й и 9-й симфониям, но в отношении философской объёмности и многозначности всецело принадлежит позднему периоду.
Произведения:
оперы:
«Нос» (1928)
«Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», по Н. С. Лескову, 1932)
«Игроки» (по Гоголю, неоконч.)
балеты:
«Золотой век» (1930)
«Болт» (1931)
«Светлый ручей» (1935)
музыкальная комедия «Москва, Черёмушки» (1958)
для солистов, хора и оркестра:
оратория «Песнь о лесах» (1949)
кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» (1952)
«Поэма о Родине» (1947)
«Казнь Степана Разина» (слова Е. А. Евтушенко, 1964)
«Гимн Москве» (1947)
«Гимн РСФСР» (1945)
для оркестра, среди них:
15 симфоний (Симфония № 7 «Ленинградская»)
из музыки к трагедии «Гамлет» Шекспира (1932)
концерты для инструмента с оркестром:
2 для фортепиано (1933, 1957)
2 для скрипки (1948, 1967, посвящены Ойстраху)
2 для виолончели (1959, 1966)
для духового оркестра — Марш советской милиции (1970)
сюита для джаз-оркестра (1934)
камерно-инструментальные ансамбли
40 романсов на стихи разных поэтов
музыка к кинофильмам
инструментовка сочинений М. П. Мусоргского

Не забываем поделиться с друзьями в социальных сетях.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост