Серов Александр Николаевич

Серов Александр Николаевич

Серов Александр Николаевич. Родился в Петербурге в семье чиновника. Дома заметили его любовь к музыке и начали обучать игре на фортепиано и виолончели. В 1835–1840 гг. Серов изучал право в Петербургском университете, по окончании которого был принят на государственную службу в Министерство юстиции. Спустя пять лет его переводят в провинцию: сначала – в Симферополь, а потом – в Псков. В 1850 году Серов возвращается в Петербург и решает посвятить свою жизнь музыке. Занимаясь музыкальной критикой и публицистикой, он пробует сочинять сам. Особенно тесно Серов сотрудничает он с журналом «Музыка и театр», полностью поддерживая идейные позиции «Могучей кучки». Пробыв несколько лет за границей, где он имел возможность лично познакомиться с крупнейшими западноевропейскими музыкантами и композиторами, в том числе – с Листом и Берлиозом, Серов возвращается в Россию.
Умер композитор в Петербурге.
Серовым написаны 3 оперы, из которых наиболее удачна «Вражья сила». Он является автором небольших симфонических произведений — «Stabat Mater», «Аvе Мaria», сольных и хоровых песен и многих обработок русских народных песен. Именно эти обработки имеют самое большое значение в творческом наследии композитора. Хорошо чувствуя сцену, Серов не всегда, однако, находил музыкальные средства, необходимые для выделения тех или иных драматических моментов. Зато неоценимы заслуги Серова – критика и публициста, активного пропагандиста и популяризатора творчества М. Глинки и композиторов «Могучей кучки», выражавших наиболее передовые тенденции русской музыки XIX века.
Произведения:
оперы
«Юдифь» (1861-1862)
«Рогнеда» (1863-1865)
«Вражья сила» (1871)
2 кантаты (1846)
«Фантазия» для оркестра (1847)
камерно-инструментальные ансамбли
обработки народных песен:
5 украинских песен для хора и оркестра
5 малороссийских песен для хора a capella