Скрябин Александр Николаевич

Скрябин Александр Николаевич
Родился в Москве в семье дипломата. Его мать была пианисткой. С самого детства родители поместили сына в кадетский корпус, где сразу же были замечены музыкальные способности будущего композитора. В 1889 году он выдержал экзамен в Московскую консерваторию по двум классам: теории музыки и фортепиано. Закончив в 1892 году консерваторию, Скрябин отправляется на несколько лет в своё первое музыкальное турне по России и странам Западной Европы, во время которого он приобретает большую популярность не только как пианист, но и как композитор. В начале 1896 года он даёт первые авторские концерты за границей (Париж, Брюссель, Берлин, Гаага, Амстердам, Кёльн). В 1897 году за фортепианные пьесы Скрябину присуждается премия им. Глинки. В 1898–1903 гг. Скрябин является профессором Московской консерватории по классу фортепиано. Он выступает с сольными концертами, исполняя свои собственные произведения, и занимается изданием своих музыкальных сочинений. В 1904 году Скрябин отправляется в новое концертное турне: Швейцария, Италия, США, Франция — везде премьеры сочинений для оркестра и авторские концерты Скрябина-пианиста. Лишь в 1910 году Скрябин окончательно возвращается в Россию. В 1911 году за поэму «Прометей» ему присуждают вторую премию им. Глинки. Скрябин совершил большую гастрольную поездку по России (Одесса, Минск, Вильнюс, Таганрог, Ростов-на-Дону).
Умер Скрябин в Москве от заражения крови.
В первых произведениях Скрябина особенно сильно ощущается влияние Шопена. Но с 1902 года в музыке Скрябина всё сильнее проявляется его собственный композиторский стиль, всё большее место занимают элементы программной музыки. Его обогащённая до предела гармония не может уже уместиться в рамках тональной системы, и тогда композитор впервые прибегает к аккордным сочетаниям. Применяя на практике вагнеровские принципы, Скрябин обращается в некоторых своих произведениях к световым и цветовым эффектам.
Произведения:
3 симфонии:
№ 1 (1899-1900)
№ 2 (1901)
№ 3 «Божественная поэма» (1903-1904)
«Поэма экстаза» (1905-1907)
«Прометей» (поэма огня, 1909-1910)
пьесы для симфонического оркестра:
«Мечты» (1898)
скерцо (1899)
концерт для фортепиано с оркестром (1896-1897)
для фортепиано:
10 сонат
поэмы, среди них:
«Трагическая» (1903)
«Сатаническая» (1903)
поэма-ноктюрн (1911-1912)
«Маска» (1912)
«Странность» (1912)
«К пламени» (1914)
83 прелюдии:«24 прелюдии»
21 мазурка
3 вальса
23 этюда
8 экспромтов
циклы и группы пьес