Шуберт Франц

Шуберт Франц
Родился в предместье Вены Лихтентале (Австрия). Сын учителя. С одиннадцати лет Шуберт участвовал в императорском хоре. Его выдающиеся способности были замечены крупнейшими венскими музыкантами и композиторами. Сальери занялся его образованием в области теории и игры на фортепиано.
Но отец предназначил Шуберту карьеру учителя и как только Францу исполнилось 17 лет, сделал его своим помощником. Так как профессия учителя освобождала от военной службы, Шуберт уступил требованиям отца.
Когда Шуберт окончательно решил посвятить себя музыке, отец выгнал его из дома. Он не был допущен даже к умирающей матери. Однако Шуберт продолжал заниматься исключительно композиторским творчеством. Не имея твёрдого заработка, он постоянно испытывал нужду и лишения. Шуберт не получил при жизни славы и признания. Будучи человеком болезненно скромным, он поддерживал отношения лишь с небольшим кругом своих друзей, которые всячески пропагандировали произведения одаренного композитора. В Вене были известны так называемые «шубертиады» – вечера, на которых Шуберт и друзья композитора исполняли его произведения.
1827 год принес Шуберту большой успех. Друзьям удалось организовать концерт из его произведений. Это был единственный концерт в жизни композитора. Он принёс довольно большой доход и весьма лестные для Шуберта рецензии. Но в следующем году композитора уже не было в живых. Шуберт в течение всей своей жизни ни разу не был за границей и из Вены выезжал всего лишь несколько раз: один раз – в Горную Австрию, другой – в Штирию, и дважды – в резиденцию мецената Эстергази, где летом выступал перед знаменитыми любителями музыки.
Шуберт оставил богатое творческое наследие. Он написал девять симфоний (одна из них пропала, другая – наиболее популярная — не была закончена композитором), оперы, сценические музыкальные произведения (в частности, музыку к драме «Розамунда»), мессы, кантаты, многочисленные квартеты и другие камерные произведения, хоровые произведения и, прежде всего, песни. Шуберт написал около 600 песен. Для создания определенного настроения композитор прибегает к специфическому аккомпанементу, как, например, лошадиный топот в балладе «Лесной царь» или шум ручейка в «Форели». Некоторые из песен, близкие по своему содержанию, он объединял в циклы («Прекрасная мельничиха», «Лебединая песнь», «Зимний путь»).
Брамс писал: «Нет ни одной песни Шуберта, от которой нельзя было бы чему-нибудь научиться». Значительная часть произведений Шуберта была обнаружена лишь много лет спустя после смерти композитора, который при жизни не заботился о своих произведениях и ничего не предпринимал ни для их публичного исполнения, ни для издания.
Произведения:
«Неоконченная симфония» № 8 (1822)
музыка к зингшпилю «Розамунда» (1823)
«Немецкий реквием» (1826)
произведения для фортепиано
трио, квартеты, квинтеты, сонаты для фортепиано, скрипки
вокальные циклы:
«Прекрасная мельничиха» (1823)
«Зимний путь» (1827)
песни:
«Форель» (1817)
«Лесной царь» (1817)
«Девушка и смерть» (1817)
«Вечерняя серенада» (1828)