Шёнберг Арнольд

Шёнберг Арнольд

Шёнберг Арнольд. Глава так называемой новой венской школы. Родился в Вене в семье небогатого купца. В детстве учился играть на скрипке и виолончели, тогда же начал сочинять музыку, но систематически композицией не занимался. Самостоятельно изучал музыку классиков. После окончания средней школы работал в банке, затем целиком посвятил себя музыке. Сильное воздействие на развитие Шёнберга как композитора оказал А. Цемлинский, дававший Шёнбергу уроки полифонии (1895-1900). В 1901-1903 гг. жил в Берлине, где дирижировал оркестром в кабаре литераторов и преподавал композицию в консерватории Штерна. С 1903 года преподавал композицию в Вене; его учениками были А. Берг, А. Веберн, Э. Веллес, X. Эйслер и др. Тогда же Шёнберг обобщил свои размышления над сущностью музыки и свой педагогический опыт в книге «Учение о гармонии» (1911). С 1925 года Шёнберг — профессор композиции Прусской академии искусств в Берлине. В 1933 году, с приходом к власти фашистов Шёнберг был уволен с этого поста, уехал во Францию, затем в США. С 1934 года жил в Лос-Анджелесе.
Шёнберг начал творческий путь в традициях немецкой музыки конца XIX века. В струнном секстете «Просветлённая ночь», симфонической поэме «Пеллеас и Мелизанда» — первом крупном сочинении Шёнберга, в грандиозной по масштабам и составу исполнителей кантате «Песни Гурре», первом струнном квартете ощущается стремление к соединению поствагнеровского и брамсовского направлений, что было характерно для Шёнберга на протяжении всей его жизни. В произведениях, созданных в конце 1-го десятилетия ХХ века, — Камерной симфонии, 2-м струнном квартете, 15 стихотворениях из «Книги висячих садов» С. Георге (1908-1909) — выявилось тяготение композитора к экспрессионизму.
Проблема взаимоотношения слова и музыки интересовала композитора всю жизнь. Он создал цикл мелодекламаций «Лунный Пьеро» для женского голоса и инструментального ансамбля (1912). В этом произведении Шёнберг впервые применил так называемую речевую мелодию, речевой голос, речевое пение — нечто среднее между свободным интонированием речи и пением. «Лунный Пьеро», в котором использованы все ресурсы так называемой свободной атональности, — кульминация атонального периода творчества Шёнберга.
Одно из наиболее значительных сочинений композитора, выдержанных в принципах додекафонии — вариации для оркестра (1926-1928).
Шёнберг был одним из тех художников, в произведениях которого с большой остротой отразились противоречия эпохи, преломленные сквозь призму субъективного мироощущения.
Произведения:
оперы, среди них:
монодрама «Ожидание» (1909)
«Моисей и Аарон» (текст Шёнберга, 1954, неоконч.)
«Лестница Иакова» — оратория для солистов, хора и оркестра (слова Шёнберга, неоконч.)
кантаты:
«Песни Гурре» (1911)
«Уцелевший из Варшавы» (1947)
«Современный псалом» (неоконч., для чтеца, хора и малого оркестра)
для голоса с инструментальными ансамблями, такие как:
«Побеги сердца» (в сопровождении челесты, фисгармонии и арфы, 1911)
«Лунный Пьеро» (21 мелодекламация для женского голоса, фортепиано, флейты-пикколо, кларнета или бас-кларнета, скрипки или альта и виолончели, 1912)
для оркестра:
симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» (1918)
камерные симфонии (№ 1, для 15 инструментов, 1906, № 2, 1939)
5 пьес ( 1909)
вариации (1928)
концерты для инструментов с оркестром — для скрипки (1936), для фортепиано (1942)
камерно-инструментальные ансамбли