Сати

Сати Эрик Альфред Лесли
Сати Эрик Альфред Лесли. Родился в Онфлёре (департамент Кальвадос, Франция). В 1884 году поступил в Парижскую консерваторию, где некоторое время изучал игру на фортепиано, гармонию и другие теоретические предметы, но, неудовлетворённый обучением, оставил занятия и добровольцем ушёл в армию. Через год Сати вернулся в Париж, играл на фортепиано в маленьких кафе на Монмартре. Там он познакомился с К. Дебюсси (в 1891 году), дружба с которым длилась долгие годы. Уже в зрелом возрасте Сати занимался в «Схола канторум» в Париже. К ранним произведениям Сати относятся 3 сарабанды (1887), 3 «Гимнопедии» (1888), 4 прелюдии (1893) для фортепиано, «Месса бедняков» для хора и органа (1895), «Холодные пьесы» для фортепиано (1897) и др. В начале ХХ века Сати начал публиковать небольшие сборники пьес для фортепиано с экстравагантными названиями: «Три пьесы в форме груши» (1903), «В лошадиной шкуре» (1911), «Автоматические описания» (1913), «Сушёные эмбрионы» (1913). В 1915 году Сати сблизился с поэтом, драматургом и музыкальным критиком Ж. Кокто, который предложил ему в содружестве с П. Пикассо написать балет для труппы С. П. Дягилева. Премьера балета Сати «Парад» состоялась 18 мая 1917 года. Необычность звучания (в музыке слышались автомобильные сирены, стук пишущей машинки, гул пропеллеров и другие шумы), абстрактные геометрические формы костюмов привели в негодование публику, вызвали шумный скандал и ярые нападки критиков. В декоративной музыке «Парада» Сати воссоздал дух мюзик-холла, интонации и ритмы бытовых уличных мелодий. Музыкальный язык лучшего сочинения Сати — симфонической драмы с пением «Сократ» (1918; написана на текст подлинных диалогов Платона) — отличается ясностью, сдержанностью, даже суровостью; это сочинение является полной противоположностью «Параду».
Сати долгое время жил в Аркёе, последние годы жизни провёл в уединении.
Произведения:
музыкально-драматические сцены «Сократ» (1918)
балеты, в том числе:
«Успуд» (1892)
«Парад» (1917)
«Эксцентрическая красавица» (1920)
«Меркурий» (1924)
оперетты, среди них:
«Женевьева Брабантская» (1899)
«Ловушка»
«Медузы» (1921)
для оркестра:
«В лошадиной шкуре» (1911)
«Пять гримас для «Сна в летнюю ночь» (1914)
Три маленькие пьесы в оправе для малого оркестра (1919)