Романтизм

Музыкальный романтизм, ощутимо проявивший себя в 20-х годах XIX века, обнаруживал преемственность с классицизмом (творчество Л. Бетховена). В инструментальной музыке на смену классическому сонатному циклу приходит сочетание сонатного цикла и вариационности, большую роль играет форма миниатюры: этюды, ноктюрны, вальсы, пьесы с программным содержанием. Появляется тенденция к объединению отдельных разнохарактерных пьес в циклы под общим названием. Получает развитие жанр симфонической поэмы. В опере возрастает роль оркестра и системы лейтмотивов, что наиболее ярко проявилось в творчестве Р. Вагнера.
Поздний романтизм характеризуется дальнейшим развитием экспрессивности, утонченности, эмоциональной выразительности, богатейшим использованием тембровых возможностей большого симфонического оркестра. Это в свою очередь предопределило появление в европейской музыке новых течений — импрессионизма и экспрессионизма.
В Германии романтизм впервые проявился в творчестве К. Вебера («Вольный стрелок») и Ф. Шуберта (вокально-симфоническое и фортепианное творчество). Позже значительных достижений в симфоническом, фортепианном и вокальном жанрах достигли Ф. Мендельсон и Р. Шуман. Крупнейшими оперно-симфоническими композиторами XIX века стали Р. Вагнер и И. Брамс. Композиторы-антиподы, они олицетворяли два течения зрелого романтизма — тяготение к программной музыке, к отказу от классических форм построения музыкального произведения (Вагнер) и романтизм, внешне облеченный в более строгие, академические формы (Брамс), больше связанный с классическим наследием прошлого. Мощные традиции немецко-австрийского романтического симфонизма были продолжены в последней трети XIX века в творчестве А. Брукнера, Г. Малера, Р. Штрауса.
Вокальное творчество Ф. Шуберта, Р. Шумана, Х. Вольфа — вершина песенно-романсовой музыки эпохи романтизма. Среди вокальных форм возрастает роль баллады, сцены, поэмы. Вокальная мелодия и аккомпанемент становятся более детализированными и индивидуальными, песни во многих случаях объединяются в циклы.
В середине XIX века Франция стала оплотом зрелого романтизма, а Париж — его духовным центром. В Париже концентрировалась культурная, в том числе и музыкальная жизнь Европы. Творчество крупнейшего композитора, реформатора симфонического оркестра Г. Берлиоза, а также традиции французской «большой оперы» (Дж. Мейербер, Ф. Обер) привело к дальнейшему развитию романтизма — в произведениях К. Сен-Санса, С. Франка, Ж. Массне, Л. Делиба, А. Тома и др.
Национальные европейские школы также внесли свой значительный вклад в обогащение традиций романтизма. Среди известнейших европейских композиторов-романтиков — Ф. Лист (Венгрия), Ф. Шопен (Польша), Н. Паганини, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти (Италия), Э. Григ (Норвегия), К. Нильсен (Швеция), Я. Сибелиус (Финляндия), Э. Элгар (Великобритания), А. Дворжак и Б. Сметана (Чехия) М. де Фалья и Э. Гранадос (Испания). В русской музыке черты романтизма прослеживаются у М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина.