Реквием

В. А. Моцарт
«Реквием»
для солистов, хора и оркестра
1791

Реквием не был закончен композитором. Его закончил ученик Моцарта К. Зюсмайер. Из двенадцати номеров «Реквиема» девять написаны для хора, три — для квартета солистов.
Глубокая скорбь характерна для первой части — «Requiem aeternam» («Вечный покой»). Тема начинается в оркестре, затем её подхватывает хор.
Вторая часть — «Dies irae» («День гнева») — картина страшного суда. Если в первой части сосредоточена скорбь, то здесь — возгласы отчаяния и ужаса.
Среди хоровых номеров «Реквиема» потрясающей выразительностью отличаются «Confutatis maledictis» («Отвергнув тех, кто проклят») и «Lacrimosa» («Слёзная»). В «Confutatis» на фоне основной темы вступает хор — басы и тенора, им противопоставляются умоляющие фразы женских голосов. «Lacrimosa» — кульминация «Реквиема». Игра скрипок напоминает стенания, и на этом фоне в хоре звучит полная печали мелодия.
Контрастирующие части – полная просветления и умиротворённости «Benedictus» («Благословенный») и ликующая «Sanctus» («Свят») – уравновешивают общий, глубоко трагический характер «Реквиема».