Рамо Жан Филипп. Родился в Дижоне (Бургундия, Франция) в семье церковного органиста. Занимался под руководством отца, учился в местном колледже иезуитов. В 1701 году побывал в Милане. Был органистом в Авиньоне, затем в Клермон-Ферране. В 1706 году приехал в Париж , где служил органистом в двух церквах, опубликовал первый сборник клавесинных пьес (1706). Позже Рамо работал органистом в Дижоне, Лионе, Клермон-Ферране. В 1722 году вернулся в Париж и до 1738 года оставался церковным органистом. Лишь в начале 1730-х годов Рамо обратился к оперно-балетной музыке.
В Париже Рамо приобрёл известность как теоретик, издав нашумевший «Трактат о гармонии» (1722). Одновременно с этим он не прекращал своей композиторской деятельности. За успехи в области создания опер король Людовик XV присвоил ему почётное звание придворного композитора. Эту должность Рамо занимал до конца своей жизни. Кроме музыкальных произведений, он писал теоретические труды в области гармонии и методики игры на клавесине.
Музыка Рамо – чисто французская. В операх и вокальных произведениях она тесно связана с самим характером этого языка. В противоположность итальянской музыке, здесь больше внимания уделяется хору и речитативам, чем певучести мелодии. Рамо продолжает национальный стиль французской оперы, создателем которой был Люлли. В течение полувека он оставался самым выдающимся представителем этого стиля. 23 произведения Рамо составили целую эпоху в истории французского музыкального театра.
Немалую роль сыграли и теоретические сочинения Рамо. Он отказался от старинных церковных ладотональностей и точно определил основы новой тональной системы – системы мажор-минор, сохранившейся и поныне. Им был создан цифрованный бас: аккорды на нем были обозначены цифрами, указывающими расстояние от басовой ноты. На этом основана классическая гармония, а также способ музыкальной записи, сохранявшийся до первой половины XIX века.
Произведения:
оперы:
«Ипполит и Арисия» (1733)
«Кастор и Поллукс» (1737)
«Зороастр» (1749)
оперы — балеты:
«Галантная Индия» (1735)
«Празднества Гебы» (1739)
«Празднества Полигимнии» (1745)
«Празднества Гименея и Амура» (1747)
«Сюрпризы Амура» (1748)
лирические комедии:
«Плател» (1745)
«Паладины» (1760)
пасторали, одноактные балеты, например, «Пигмалион» (1748)
музыкальные номера
мотеты для солистов, хора и оркестра
8 кантат
вокальные ансамбли
концертные пьесы для клавесина с другими инструментами
48 пьес для клавесина
Не забываем поделиться с друзьями в социальных сетях.