Полифония

Пьер Булез

Полифония (буквально — многоголосие) — вид многоголосия, одно из важнейших выразительных средств музыки, основывающийся на одновременном звучании нескольких самостоятельных мелодических голосов. Полифония получила большое распространение в средние века в Европе, особенно в хоровой музыке. Она являлась основным стилем и техникой музыкального письма вплоть до начала XVIII века, когда её стал постепенно вытеснять гомофонно-гармонический стиль. Владение приемами полифонического мастерства — непременное условие выработки композиторского мастерства. В XX веке вновь возродился интерес композиторов к полифонической технике. Создавались различные формы полифонических произведений — фуга, канон, инвенция, мотет, мадригал и др. Элементы полифонии (например, фугато) встречаются и в других формах музыкального произведения. В европейской музыке полифония зародилось в недрах раннего многоголосия, постепенно оформляясь в его самостоятельный вид (XI — начало XII века). Зрелая полифония разделялось на строгий и свободный стили. Полифония строгого стиля, строго следовавшая определенным законам голосоведения и формообразования, была характерна для нидерландской, итальянской и других полифонических школ XV-XVI вв. Ее сменила полифония свободного стиля, более вольно трактовавшая средневековые правила. В XVII веке наряду с другими выдвинулась немецкая полифоническая школа (И. С. Бах, Г. Гендель). На рубеже XVI-XVII вв. с зарождением жанра оперы оформляется гомофонно-гармонический стиль, на который стала ориентироваться вся европейская музыка, в том числе и полифоническая. Существует два вида полифонии: имитационная и неимитационная. Неимитационная полифония основана на мелодии, сопровождаемой дополнительными голосами (подголосками), как бы варьирующими ведущий голос. Имитационная полифония основывается на строгом или нестрогом повторении главной темы произведения во всех голосах.

Не забываем поделиться с друзьями в социальных сетях.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост