Полифония

Пьер Булез

Полифония (буквально — многоголосие) — вид многоголосия, одно из важнейших выразительных средств музыки, основывающийся на одновременном звучании нескольких самостоятельных мелодических голосов. Полифония получила большое распространение в средние века в Европе, особенно в хоровой музыке. Она являлась основным стилем и техникой музыкального письма вплоть до начала XVIII века, когда её стал постепенно вытеснять гомофонно-гармонический стиль. Владение приемами полифонического мастерства — непременное условие выработки композиторского мастерства. В XX веке вновь возродился интерес композиторов к полифонической технике. Создавались различные формы полифонических произведений — фуга, канон, инвенция, мотет, мадригал и др. Элементы полифонии (например, фугато) встречаются и в других формах музыкального произведения. В европейской музыке полифония зародилось в недрах раннего многоголосия, постепенно оформляясь в его самостоятельный вид (XI — начало XII века). Зрелая полифония разделялось на строгий и свободный стили. Полифония строгого стиля, строго следовавшая определенным законам голосоведения и формообразования, была характерна для нидерландской, итальянской и других полифонических школ XV-XVI вв. Ее сменила полифония свободного стиля, более вольно трактовавшая средневековые правила. В XVII веке наряду с другими выдвинулась немецкая полифоническая школа (И. С. Бах, Г. Гендель). На рубеже XVI-XVII вв. с зарождением жанра оперы оформляется гомофонно-гармонический стиль, на который стала ориентироваться вся европейская музыка, в том числе и полифоническая. Существует два вида полифонии: имитационная и неимитационная. Неимитационная полифония основана на мелодии, сопровождаемой дополнительными голосами (подголосками), как бы варьирующими ведущий голос. Имитационная полифония основывается на строгом или нестрогом повторении главной темы произведения во всех голосах.