Перголези Джованни Баттиста

Перголези Джованни Баттиста. Родился в Ези (провинция Анкона, Италия). Настоящая фамилия — Драги, псевдоним — по городу, где жили предки Перголези. Учился в одной из консерваторий Неаполя. В 1731 году была поставлена первая опера-сериа Перголези «Саллюстия». Перголези писал оперы-сериа, оратории, музыку к диалектальным комедиям (на неаполитанском диалекте) и комическим интермедиям, вставлявшимся между актами опер-сериа (они впоследствии исполнялись как самостоятельные небольшие комические оперы). В 1733 году им создана опера-сериа «Гордый пленник», в 1734 году — «Адриан в Сирии». Выдающийся представитель неаполитанской оперной школы, Перголези преобразил оперный стиль не столько в рамках традиционной оперы-сериа, сколько в новом жанре оперы-буффа, первым классиком которой он является. «Служанка-госпожа» — лучшая и известнейшая опера-буффа Перголези, она открывает историю нового жанра. Перголези отказался от виртуозного пения, «концертности» традиционной неаполитанской оперы и создал оживлённые, действенные, жанрово-характерные буффонные арии и ансамбли с чертами бытовой песенности. «Служанка-госпожа» послужила образцом нового, более жизненного и демократичного оперного искусства и за пределами Италии. Черты нового проявились и в других сочинениях Перголези (в трио-сонатах, в оперных увертюрах), предвосхитивших глубокий стилевой перелом в искусстве середины XVIII века. Среди многочисленных духовных произведений Перголези выделяется Stabat Mater (для сопрано, альта, струнного квартета и органа, 1735). Благодаря лирической проникновенности, гармонической ясности это произведение получило мировое признание. Творческая личность Перголези отличается не только редкой яркостью, но и удивительной цельностью: за короткую творческую жизнь он наметил новые пути для всех жанров, к которым обращался.
И. Ф. Стравинский написал на музыкальные темы Перголези балет (с пением) «Пульчинелла» (1919).