Родился в Дембице (Польша). Учился композиции в Государственной высшей школе музыки в Кракове, где преподаёт композицию (с 1959 года; с 1972 года ректор); одновременно преподаёт в Эссене (ФРГ). Пендерецкий — крупнейший деятель современной польской композиторской школы. Экспериментируя в области звуковой колористики, соноризма, стремится получить особые эффекты звучания; занимается поисками необычных средств выразительности — применяет разнообразные шумовые эффекты, ритмическую декламацию (в работе с так называемыми речевыми хорами особое значение придаёт артикуляции, динамике, тембрам), по-новому использует традиционные музыкальные инструменты (насыщает партитуры ударными, особенно в сочинениях для джаза). Большую часть его произведений составляет (с 1959 года) культовая католическая музыка, которой он придаёт нарочито архаичный характер — использует элементы грегорианского пения и более древних церковных песнопений. В симфонических произведениях расширяет возможности оркестра, находит новые краски, соединяя струнные и ударные, пользуясь сочетаниями крайних регистров в одной группе инструментов. Виртуозные в техническом отношении произведения Пендерецкого отличаются яркой экспрессией.
Произведения:
опера «Дьяволы из Лаудина» (1969)
«Dies Irae» — оратория для солистов, хора и оркестра (памяти жертв Освенцима; 1967)
«Страсти по Луке» (1965)
«Заутреня» (с хором мальчиков и смешанным, 1972)
для оркестра:
«Плач по жертвам Хиросимы» (1960)
«Преломления» (1960)
«Полиморфия» (1961)
Канон для струнного оркестра и магнитофонной ленты (1962)
«О природе звука I и II» (1966, 1970)
«Эманации» (1959)
сочинения для различных инструментов и фортепиано;
хоры
музыка к спектаклям драматического театра (около 50 постановок) и кинофильмам.
Вернуться на страницу «Путешествие в мир польской профессиональной музыки »
Не забываем поделиться с друзьями в социальных сетях.