Пассакалия

За клавесином Франции

Пассакалия — полифонические вариации на тему, в неизменном виде повторяемую в басу; верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Название происходит от испанских слов pasar calle — «проходить по улице», что связано с историей возникновения этой формы. Под наименованием пассакалии в XVII веке был известен торжественный медленный танец испанского происхождения. Этим танцем было принято завершать празднество. Существовал обычай при разъезде гостей повторять басовую партию танца в честь отъезжающего семейства; при каждом повторении верхние голоса для разнообразия варьировались. Так возникли пьесы нетанцевального характера, сохранившие название пассакалии. Они отличаются большей частью возвышенно-сосредоточенным, иногда трагическим характером; таковы пассакалии И. С. Баха, Г. Генделя. Пассакалия довольно часто встречается в наше время, в частности в музыке Д. Шостаковича (в его Трио, в Восьмой симфонии, Первом концерте для скрипки).
По строению и характеру с пассакалией сходны чаконы, пьесы иного происхождения, но в дальнейшем развитии сблизившиеся с ней; в настоящее время оба термина применяются в одинаковом смысле.