Петрушка

И. Ф. Стравинский
«Петрушка»
Балет
Либретто А. Бенуа, И. Стравинского, С. Дягилева
1911

Осенью 1910 года Стравинского увлёк замысел новой оркестровой пьесы с преобладающей партией рояля — нечто вроде концерта. В сознании композитора родился «образ игрушечного плясуна, сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна». Эта музыка была показана С. Дягилеву. Музыкальные темы «несостоявшегося» фортепианного концерта стали основой второй картины будущего балета. Однажды во время прогулки композитора осенила мысль: Петрушка — вот кто будет героем нового произведения! Петрушка — игрушечный плясун…
С помощью А. Бенуа, которого Дягилев пригласил в качестве художника для новой постановки, был написан сценарий «Потешных сцен». Таким образом, авторами либретто оказались А. Бенуа, И. Стравинский и С. Дягилев. За второй картиной Стравинский пишет музыку первой, затем третьей и четвёртой картин. Труднее давался финал, зато позже композитор гордился тем, что счастливая идея — показать «духовное воскрешение» Петрушки в конце балета — принадлежит ему.
Пожалуй, ни над одним своим произведением Стравинский не работал с таким увлечением и, что особенно примечательно, никогда больше не ощущал так рельефно, так живо образ своего героя.
Балет был окончен в Риме. Премьера состоялась в июне 1911 года в парижском театре Шатле. Петрушку танцевал В. Нижинский, Балерину — Т. Карсавина.
Александр Бенуа назвал «Петрушку» «балетом-улицей». Это было довольно меткое определение: события «Потешных сцен» происходят почти непрерывно в атмосфере уличного гомона. Образ многоцветной, пестрой, гудящей толпы — важнейший в балете. Другой сильный образ — трагический Петрушка.