Оратория

Спиричуэлс

Оратория (от латинского oratio — ораторское изложение, красноречие) — многочастное вокально-симфоническое произведение для солистов, хора и оркестра. Оратория обычно состоит из хоровых эпизодов, симфонических фрагментов и законченных вокальных номеров (арий, ансамблей, речитативов). От кантаты она отличается значительностью содержания, более развитым сюжетом, масштабностью формы. Вместе с тем ко многим произведениям современной музыки термины «кантата» и «оратория» применимы в одинаковой мере.
Зародившись на рубеже XVI-XVII вв. и впитав многие элементы оперы, оратория вскоре становится монументальным произведением с главенствующей ролью хора. Таковы оратории Г. Генделя (написанные, в основном, на библейские и античные сюжеты). И. Гайдна («Сотворение мира», «Времена года»). К жанру оратории близки месса, реквием, страсти; выдающиеся образцы произведений такого рода создали И. С. Бах, В. А. Моцарт; в дальнейшем эти жанры все более отходят от чисто религиозной тематики (Торжественная месса Л. Бетховена, Реквиемы Г. Берлиоза, Дж. Верди, Немецкий реквием И. Брамса).
Первые образцы русской оратории возникли в начале XIX века. Этот жанр был возрожден и получил новое творческое решение в музыке советских композиторов (оратории «Сказание о битве за Русскую землю» Шапорина, «На страже мира» Прокофьева, «Песнь о лесах» Шостаковича, «Патетическая оратория» Свиридова, Реквием Кабалевского). К ораториальным формам обращаются и крупные зарубежные композиторы XX века (Онеггер, Орф и др.).