Родился в небогатой помещичьей семье в селе Карево Псковской губернии. С детства играл на фортепиано, обнаруживая при этом способности к сочинению музыки. Он поступил в школу гвардейских прапорщиков, которую окончил в 1852 году, одновременно занимаясь музыкой у известного пианиста-педагога А. Герке. Но лишь в 1858 году, отказавшись от военной карьеры и поступив на государственную службу, Мусоргский смог уделить время своим музыкальным занятиям. Когда прогрессивно настроенные композиторы — Бородин, Балакирев, Кюи и Римский-Корсаков организовали «Могучую кучку», Мусоргский присоединился к ним.
Несмотря на занятость по службе (1862-1867), композитор много и напряжённо работает над своими музыкальными произведениями.
В 1879 году, с удовольствием вырвавшись из серых будней чиновничьей службы, Мусоргский отправляется в поездку по России в качестве аккомпаниатора певицы Дарьи Леоновой.
Угнетающее однообразие повседневной жизни и тяжёлые материальные условия привели Мусоргского к алкоголизму. Его депрессия непрерывно углублялась. Умер он в Николаевском военном госпитале в Петербурге.
В своём творчестве, проникнутом глубокой народностью и реализмом, Мусоргский был наиболее последовательным выразителем демократических идей. Его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» не имеют себе равных в мировом музыкальном искусстве по силе и глубине воплощения образов, по правдивости и яркости изображения народных масс.
Отличительной чертой творчества Мусоргского было отсутствие у него систематического музыкального образования. Считается, что он не умел инструментовать свои сочинения, и это зачастую делал за него Римский-Корсаков.
Кроме опер, Мусоргским написана сюита «Картинки с выставки», ряд хоровых, фортепианных и симфонических произведений («Ночь на Лысой Горе» и др.), много песен и романсов, среди которых весьма оригинальные для того времени «Песни и пляски смерти».
Произведения:
оперы:
«Саламбо» (1863-1866)
«Женитьба» (1868)
«Борис Годунов» (1869-1872)
«Хованщина» (1872-1880, завершена Римским-Корсаковым, 1880)
«Сорочинская ярмарка» (1874-1880, завершена Кюи)
для оркестра:
скерцо (1858)
интермеццо (1867)
«Ночь на Лысой Горе» (1867)
марш «Взятие Карса» (1880)
фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874)
хоровые произведения
для голоса и фортепиано:
сборник «Юные годы» (1857-1865)
цикл «Детская» (1868-1872)
цикл «Без солнца» (1874)
цикл «Песни и пляски смерти» (1875-1877)
песни и романсы
обработки русских народных песен
Не забываем поделиться с друзьями в социальных сетях.