Музыка для струнных, ударных и челесты

Б. Барток
«Музыка для струнных, ударных и челесты»
1936

Сочинена к десятилетию Базельского оркестра (Швейцария). Это одно из самых ярких и глубоких произведений Бартока, в нем есть всё то, что отличает художественный метод композитора: опора на ладовую структуру венгерского фольклора, четкая ритмическая сетка — двигатель развития, свой гармонический язык.
«Музыку для струнных, ударных и челесты» Бартока можно с полным основанием назвать одной из самых выдающихся и серьезных симфоний XX века. И если сам композитор не обозначает это сочинение как симфонию, то только потому, что он расширяет рамки сонатного цикла, трансформирует жанр (в творчестве Бартока есть только одна симфония, причём ранняя). Это очень современное сочинение, оно захватывает и завораживает.
I часть — Анданте транквилло. По форме эта часть — фуга, только вполне современная. Медленное, бесконечное развитие темы, самой по себе измученной и суровой, достигается переплетением мелодических линий. Исходная мысль непрерывно видоизменяется и обновляется. Так человек ищет решение трудной задачи.
II часть — Аллегро. Интонационно связана с предыдущей частью, но строй, особенно ритмический, совсем иной. Создается впечатление, что ту же проблему решает другой человек, более активный. Можно сказать, что это сонатная форма, но не такая, как у классиков. Темы не разрабатываются и варьируются, а, скорее, наслаиваются, переворачиваются, голоса составляют фантастические сочетания.
III часть – Адажио мольто (adagio molto). Самостоятельная законченная музыкальная картина, скорее всего пейзажная, с явными отголосками народных наигрышей.
IV часть — Финал. Мольто модерато. В классической симфонии здесь должна была наступить развязка — счастливый праздник души. В XX веке этого быть не может. Лишь настроение чуть спокойнее, музыкальный язык яснее и прозрачнее, а главная проблема не решена, смысл жизни не найден.