Родился в Зальцбурге (Австрия) в семье композитора Леопольда Моцарта. С самого раннего детства начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Шести лет Моцарт уже выступает в качестве пианиста, а восьми – пишет свою первую симфонию. Первую оперу Моцарт сочинил в одиннадцатилетнем возрасте, а год спустя выступил в качестве дирижёра оркестра. В этот период он совершает многочисленные гастрольные поездки по Австрии, Германии, Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии и Англии. В 1770 году в Болонье, перед лицом крупнейших музыкантов, Моцарт успешно выдержал необычайно трудный экзамен и получил звание члена Болонской филармонической академии. В Риме он поразил всех, записав по памяти «Мизерере» Аллегри, прослушанное им всего один раз. Это произведение запрещено было публиковать и исполнять где-либо вне Сикстинской часовни.
В 1769 году Моцарт становится дирижёром при дворе Зальцбургского архиепископа. Частые и далекие артистические турне не мешали его творческой работе. Когда в 1777 году архиепископ не разрешил ему поехать на гастроли, Моцарт бросил службу и отправился в путешествие по европейским городам. В 1779 году Моцарт возвратился в Зальцбург и стал придворным органистом. Однако два года спустя из-за столкновения с архиепископом он оставляет родной город и переезжает в Вену. Моцарт занимает в Вене должность придворного композитора камерной музыки. В 1782 году он женится на Констанции Вебер.
В венский период Моцарт пишет самые выдающиеся произведения, которые в то время не всегда пользовались успехом. Так, премьера его оперы «Свадьба Фигаро» в Вене закончилась провалом. Но премьера «Дон Жуана» в Праге принесла ему славу. Несмотря на успех опер и концертную деятельность, материальные дела Моцарта не улучшались. Чтобы прокормить семью, он вынужден был много работать, и это в конце концов истощило силы композитора. Он скончался от ревматической воспалительной лихорадки (официальный диагноз) во время работы над «Реквиемом». Больная жена не пришла на похороны, а немногочисленные участники похоронной процессии из-за дождя разошлись у ворот кладбища. Моцарт был похоронен в общей могиле для бедных, которую спустя уже несколько дней никто не мог найти.
Творчество Моцарта необычайно многогранно. Он написал 19 опер (среди них «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Похищение из сераля»), мессы, «Реквием», множество небольших произведений культовой музыки, 49 симфоний, множество произведений для оркестра (прежде всего серенады во главе с «Маленькой ночной музыкой» для струнных инструментов), 25 концертов для фортепиано (из них – один для двух фортепиано и один – для трёх фортепиано), скрипичные концерты, концерты для других инструментов, квартеты, разнообразные трио, фортепианные и скрипичные сонаты, а также более ста арий и песен.
Стиль Моцарта представляет собой синтез немецкой и итальянской музыки. Совершенные с точки зрения формы произведения Моцарта одновременно как бы перенасыщены богатым музыкальным содержанием. Каждое его произведение наполнено индивидуальными выразительными средствами – от необычайной лёгкости до пронизывающей слушателя трагической глубины. Технические возможности инструментов Моцарт использовал во всей их полноте. С точки зрения гармонии Моцарт далеко опередил свою эпоху. Его «Реквием» с полным основанием мог быть произведением эпохи романтизма, а в своей музыкальной шутке «Секстет деревенских музыкантов» Моцарт использует такие созвучия, которые в начале ХХ века были признаны многими композиторами-экспериментаторами.
Произведения:
оперы:
«Аполлон и Гиацинт» (1767)
«Митридат, царь понтийский» (1770)
«Идоменей, царь критский» (1781)
«Милосердие Тита» (1791)
«Притворная простушка» (1768)
«Мнимая садовница» (1775)
«Свадьба Фигаро» (1786)
«Все они таковы»(1790)
«Дон Жуан» (1787)
«Бастьен и Бастьена» (1768)
«Похищение из сераля» (1782)
«Волшебная флейта (1791)
17 месс, среди которых:
«Коронационная» (1779)
«Реквием» (1791)
49 симфоний, среди которых:
«Парижская» (1778)
№ 36 «Хаффнер» (!782)
№ 37 «Линцская» (1783)
№ 38 «Пражская» (1786)
№ 39 (1788)
№ 40 (1788)
№ 41 «Юпитер» (1788)
концерты для фортепиано с оркестром
6 концертов для скрипки с оркестром
концерт для двух скрипок с оркестром (1774)
концерт для скрипки и альта с оркестром (1779)
концерт для флейты с оркестром (1778)
концерт для гобоя с оркестром (1778)
концерт для кларнета с оркестром (1791)
концерт для фагота с оркестром (1774)
4 концерта для валторны с оркестром
10 серенад для струнного оркестра, в том числе:
«Маленькая ночная музыка» (1787)
7 дивертисментов для оркестра
различные ансамбли духовых инструментов
сонаты для различных инструментов, трио, дуэты
19 сонат для фортепиано
15 циклов вариаций для фортепиано
рондо, фантазии, пьесы
более 50 арий
ансамбли хоры, песни
Не забываем поделиться с друзьями в социальных сетях.